Колонка · Политика

Мы сами себе спутники

GPS на территории России будет работать. Но плохо…

Юрий Ревич , обозреватель «Новой»
Сообщение Дмитрия Рогозина о «приостановке с 1 июня деятельности станций GPS на территории РФ» ожидаемо вызвало панику среди российских пользователей систем навигации. Нечетко сформулированное и к тому же неверно интерпретированное средствами массовой информации заявление вице-премьера уже привело к падению, и в некоторых случаях даже приостановке продаж навигаторов. Покупатели увидели в словах Рогозина решение о полном отключении сигнала американской GPS и посчитали, что их любимые автомобильные навигаторы и смартфоны имеют шанс в один прекрасный момент вовсе перестать показывать координаты. В реальности все совсем не так плохо, как кажется на первый взгляд, хотя и хорошего тоже немного.
О том, как устроены системы спутниковой навигации, знает, наверное, каждый. На расстоянии около 20 тысяч километров от земной поверхности (американская GPS чуть повыше, российская ГЛОНАСС чуть пониже) вокруг Земли крутятся спутники, местоположение которых в каждый момент времени точно известно. Навигационный приемник в устройстве пользователя принимает сигналы от них, и известным в геодезии методом триангуляции рассчитывает координаты собственного местоположения. Чем больше спутников находится в зоне видимости, тем точнее расчеты, поэтому профессиональные навигационные приборы издавна использовали обе доступных системы, даже тогда, когда отечественная ГЛОНАСС еще находилась в зачаточном состоянии.
Точность определения координат в спутниковых системах имеет естественные ограничения, и даже при большом числе принимаемых спутников не может превысить величины порядка 5-15 метров. Эту цифру обычно и приводят в качестве показателей точности систем навигации, хотя в большинстве реальных случаев (горы, городская застройка, размещение приемника в ограниченном пространстве) она еще хуже, и составляет десятки метров. Этого обычно достаточно для рядовых применений (автомобильные или туристические навигаторы), но решительно не хватает для профессиональных устройств. Даже спортивные навигаторы требуют точности в метры, а профессиональные геодезические приборы — и в сантиметры. Мало кому понравится, если его садовый участок в пресловутые 6 соток окажется на плане на пару метров меньше, чем в реальности, правда?
Чтобы снизить погрешность определения координат, в дополнение к сигналам со спутника вводят дополнительные поправки от наземных станций. Существует множество способов введения таких поправок, действующих в различных местностях. В ряде географических зон размещены целые сети наземных станций контроля GPS — таких как WAAS в Северной Америке, EGNOS в Европе или MSAS в Японии. Подчеркнем, что в России подобные сети отсутствуют. И кстати, попытка включить их поддержку на импортном навигаторе на территории нашей страны (кроме, может быть, крайних западных и северо-западных областей) приведет к снижению, а не к увеличению точности показаний.
В России размещены лишь корректирующие станции системы IGS (International GNSS Service). По одним данным, их 10 или 11, по другим — целых 17.
Эти станции не контролируются правительством США и принадлежат международному консорциуму IGS, представляющему собой добровольное объединение около 200 компаний по всему миру, занимающихся предоставлением навигационных услуг.
Судя по всему, именно в рамках этого объединения Россия собиралась внедрить свои станции поддержки ГЛОНАСС на территории США, в чем ей было отказано по инициативе ЦРУ и Пентагона еще в ноябре прошлого года. А теперь в качестве «симметричного» ответа российское правительство собирается отключить эти станции на нашей территории.
Для автомобилистов и туристов при этом не изменится практически ничего — простые навигаторы и смартфоны, независимо от того, поддерживают они одну систему или обе, как работали, так и будут работать. Хуже придется профессионалам — имеющиеся на руках бюджетные приборы с поддержкой одной GPS утратят точность вплоть до полной неработоспособности. Правда, сейчас любой хороший навигатор, в том числе и любительский, рассчитан на работу как минимум с двумя системами, но в эксплуатации находится еще много приборов невысокого класса, работающих только с GPS. Стоит заметить, что полноценную поддержку в пользовательских устройствах ГЛОНАСС обрела лишь в прошлом году. Потому тем, кто ориентировался на недорогие, но достаточно точные навигаторы (логистика, спортивные приложения, строительство), в случае наихудшего развития событий придется потратиться на обновление приборного парка.
Никакого военного смысла вся эта возня не имеет — крылатые ракеты давно уже не используют гражданские системы навигации, а шпионское оборудование куда как эффективнее работает в интернете, а не через навигационные спутники. Так что
перед нами торговая война в чистом виде.
Возможно, Россия в конце концов и выиграет ее — производители навигационного оборудования, теряющие рынок (и кстати, не только российский), нажмут на Госдеп и скорректируют ситуацию в нужную сторону. России сильно может поспособствовать и европейская система Galileo, ввод в эксплуатацию которой планируется в 2019 году — понятно, что сочетание ГЛОНАСС+Galileo ничуть не хуже, чем ГЛОНАСС+GPS, и повод для давления со стороны американцев в недалеком будущем вообще потеряет значение. Тем более что европейская система никогда и не планировалась для военного применения, а Россия, в отличие от США, заявляет, что не собирается отключать свою систему ни в одном регионе мира ни при каких условиях.