Сюжеты · Политика

Приговоры по «болотному делу» — вопиющий факт судебного произвола

Изучив ход судебных процессов по делу "6 мая", правозащитники предложили добавить в «список Магнитского» еще 18 человек

Екатерина Фомина , корреспондент
Опубликовано расследование общественной комиссии о ходе судебных процессов по «болотному делу». Правозащитники предложили добавить в «список Магнитского» 18 человек, причастных к вынесению приговоров
Спрециальная комиссия "Круглого стола 12 декабря" подготовила второй доклад о случившемся 6 мая 2012 года на Болотной площади и ходе следствия.
Теперь комиссия подробно анализирует два процесса — дело Михаила Косенко, признанного невменяемым и отправленного на принудительное лечение, и так называемое дело двенадцати, которое завершилось вынесением обвинительного приговора восьми фигурантам. Правозащитники приходят к выводу: право фигурантов на защиту не было реализовано, вменяемые им в вину преступления непонятны, факты нарушения закона и массовых беспорядков так и не доказаны. Приговоры по «болотному делу» — «вопиющий факт судебного произвола, не имеющие никакого отношения к правосудию», делают вывод докладчики.
Состав комиссии: председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, правозащитник Валерий Борщев, правозащитник и журналист Зоя Светова, правозащитник Лев Пономарев, писатель и правозащитник Алексей Симонов, народная артистка России Лия Ахеджакова, писатель Владимир Войнович, ученый и общественный деятель Дмитрий Зимин, кинорежиссер Андрей Смирнов, режиссер документального кино Виталий Манский, режиссер анимационного кино Гарри Бардин, журналист Александр Рыклин, народный артист России Игорь Ясулович, поэт Лев Рубинштейн, социолог Георгий Сатаров, академик Юрий Рыжов, журналист Сергей Пархоменко, фотограф, журналист и активист волонтерского движения Дмитрий Алешковский, журналист и правозащитник Ольга Романова, народная артистка России Наталья Фатеева, экономист Евгений Ясин, кинорежиссер Владимир Мирзоев, режиссер анимационного кино Юрий Норштейн, журналист Александр Подрабинек, журналист Владимир Корсунский.
Ровно год назад комиссия обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием провести проверку и возбудить уголовные дела в отношении полицейских, нарушивших закон 6 мая 2012 года на Болотной площади. Комиссия ссылалась на свое первое расследование. Заявление спустили в Замоскворецкий суд, откуда пришел отказ. В сентябре 2013 года «Новая газета» писала о проверках СК по фактам избиения полицейскими граждан.
В среду доклад презентовали в Москве. На круглом столе адвокаты осужденных и общественные деятели высказывались эмоционально: «Главный юридический вывод — приговор неправосуден, — заявил Вадим Клювгант, защищавший на процессе Николая Кавказского. — Это осуществление уголовной репрессии в отношении невиновных людей. Несмотря на обвинительный приговор, судебный процесс продемонстрировал фальшивость обвинения и мужественность осужденных». Клювгант осудил тех, кто считает приговор по «делу двенадцати» мягким. «Могло быть хуже» — этот довод люди приводят со ссылкой на кровожадные требования стороны обвинения. При этом стыдливо замалчивают, что осуждены невиновные. Как защитник по делу и гражданин, предполагаю, что такие суждения откровенно неправовые, нечестные и негуманные. Приговор «узникам Болотной» — беспрецедентно жесткий на фоне практики по аналогичным статьям. Незаконный и свирепый приговор ломает судьбы людей и стимулирует вовсе не правопослушное поведение, а наоборот. И, боюсь, нам предстоит еще стать свидетелями такого исхода».
Адвокат уточнил, что заседание апелляционной инстанции по обжалованию приговоров до сих пор не назначено, хотя прошло уже больше двух месяцев.
Собравшиеся подчеркивали, что приговор вынесен в определенном политико-правовом контексте и не мог быть иным. «Мы имеем очевидный глобальный фронт судебного наступления на граждан, их права и свободы. Есть другой фронт — законодательной власти, третий — правоприменительной практики. И, наконец, четвертый — наступление на мозги несчастных граждан, тотальная пропаганда», — сформулировал социолог Георгий Сатаров.
Своими впечатлениями от хода процесса поделилась Людмила Алексеева. «Молодые люди на скамье подсудимых улыбались, потому что им хотелось не уронить человеческое достоинство перед этими гадами прокуроршами. Я счастлива, что я просто видела этих ребят». Кроме того, ее поразили человеческие качества полицейских и сотрудников ОМОН. «Сотрудники, отобранные на роль потерпевших, неохотно давали ложные показания, уклонялись от ответов, не имели претензий к этим восьми обвиняемым. Я считала, что эти люди задуренные, натасканные на людей…»
Правозащитники предложили выступить с инициативой пополнения «списка Магнитского» еще 18 именами людей, причастных к вынесению приговоров по «болотному делу»:
1. C. В Белов, прокурор, Прокуратура РФ 2. Р. Р. Габдуллин, руководитель следственной группы, СК РФ 3. А. Н. Горбенко, заместитель мэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики, Правительство Москвы 4. В. Я. Гринь, заместитель генерального прокурора, ГП РФ 5. М. Г. Гуревич, руководитель следственной группы, СК РФ 6. Д. Ю. Дейниченко, начальник центра специального назначения сил оперативного реагирования Главного управления МВД по г. Москве, МВД РФ 7. Н. Н. Дударь, судья, Басманный районный суд г. Москвы 8. Ю. А. Здоренко, заместитель начальника полиции УВД по ЦАО г. Москвы, МВД РФ 9. И. И. Иванова, прокурор, Прокуратура РФ 10. А. Г. Карпов, судья, Басманный районный суд г. Москвы 11. Н. В. Костюк, прокурор, Прокуратура РФ 12. А. Г. Марукян, следователь, СК РФ 13. А. Смирнов, прокурор, Прокуратура РФ 14. О. Стрелкова, прокурор, Прокуратура РФ 15. В. А. Колокольцев, Министр внутренних дел, МВД РФ (6 мая 2012 года занимал должность начальника Главного управления МВД России по г. Москве) 16. Л. Б. Москаленко, судья, Замоскворецкий районный суд г. Москвы 17. А. В. Майоров, руководитель департамента региональной безопасности г. Москвы, Правительство Москвы 18. Н. В. Никишина, судья, председатель Замоскворецкого районного суда г. Москвы
Не все присутствовавшие были согласны с необходимостью передачи такого списка американцам. По мнению Виктора Шейниса, экономиста и политолога, первостепенную роль играет обращение к общественному мнению россиян.
Оттолкнувшись от оглашения результатов расследования «болотного дела», комиссия перешла к обсуждению политических проблем. Комиссия подготовила заявления о ситуации в стране, ответственности гражданского общества и политических элит и по ситуации на Украине. Среди основных проблем они выделили принятие «антитеррористического пакета» законов, который расширяет полномочия сотрудников службы безопасности, закрытие «нелояльных СМИ», наступление на НКО, нарушение права на свободу мирных собраний, реформа высших судов. «Все вышеперечисленное сочетается с попыткой возврата к агрессивной имперской политике. Она подкрепляется массированной пропагандистской атакой на российских граждан. Власть эксплуатирует самые низменные инстинкты толпы наравне с ностальгией по мифу об имперском величии распавшегося Советского Союза <…> Мы констатируем, что в стране происходит переход к тоталитарному режиму фашизоидного типа», — говорится в резолюции заседания.
P.S. Пока члены комиссии обсуждали доклад, вЗамоскворецком суде продолжился суд над «второй волной» задержанных по делу о массовых беспорядках. Сначала показания дал фигурант дела Алексей Гаскаров. Он рассказал, что видел на митинге сидячую забастовку, но не стал к ней присоединяться и пошел к сцене. Гаскаров сообщил, что увидел, как избивают одного из демонстрантов. «Я кричал: «Что вы творите?» Омоновцы переключились на меня, ударили дубинкой, били ногами, было рассечение брови». Он сказал, что только оттащил потерпевшего Ибатуллина, но не валил его на землю. Сотрудник полиции Игорь Ибатуллин, которого тоже допрашивали, подтвердил, что испытал боль. На вопрос адвоката Дмитрия Динзе, видел ли он именно Гаскарова, Ибатуллин ответил: «Вы задаете слишком много вопросов».
Полную версию доклада можно прочитать на сайте "Круглого стола 12 декабря".