Сюжеты · Общество

OLDUSHKA.COM: «Молодость удержать невозможно, красоту — да»

Игорь Гавар — дизайнер из Омска. Третий год в своем блоге он рассказывает о пожилых модниках России. Главная цель — поменять в обществе взгляд на старость

Наталья Чернова , обозреватель
Фото: «Новая газета»
Игорь Гавар — дизайнер из Омска. Третий год в своем блоге он рассказывает о пожилых модниках России. Главная цель — поменять в обществе взгляд на старость
**«Когда я была во втором классе, один человек сказал мне, что надо делиться. Вот возьми, — сказала она  и протянула мне два яблока и пакет сливок. — Ну все, ягодка, не болей, не старей!»**
**Эти слова из текста к одному из 800 фотопортретов, которые сделал за последние три года Игорь Гавар — 27-летний  фотограф из Омска, автор блога [«Олдушка»](http://www.oldushka.com/).  А слова эти сказала ему 73-летняя Валерия Георгиевна — смешливая бабушка в розовой кофте и немыслимо повязанном платочке.**
«Олдушка» — слово придуманное. Old,  в переводе с английского, — «старый, пожилой, ветхий».
«Олдушка», — пишет Гавар  в своем блоге, — исследует связь между костюмом и жизнью старшей возрастной группы. Здесь люди рассказывают, почему они выглядят именно так, что меняется в человеке с годами, и что они думают о жизни в этой стране».
Российские «олдушки» в жизни Игоря, в общем,  как-то совершенно случайно заняли на сегодняшний день главное место. Он не планировал, он просто снимал уличную моду, а потом понял, что  значительно больше фэшнпродвинутых барышень  ему интересны  модники преклонных лет.
Мы сидим в кафе, мне очень интересно понять, почему еще не слишком обремененному жизненным опытом молодому человеку так важна оказалась эта тема. Он немного волнуется, встряхивает идеально выстриженной русой челкой и говорит о том, как пожилые люди изменили оптику его фотокамеры.   
— Три года назад я увлекся съемкой уличной моды. Однажды приехал в Москву и на «Пикнике» журнала «Афиша» весь день снимал ярких людей. А потом пересмотрел их и понял, что тема  исключительно молодых и красивых мне не очень интересна. Интереснее всего в этой подборке выглядели люди  старшего поколения.  Объясню почему. Мне понятны смысловые задачи одежды моего поколения. А  старшее поколение — это вопрос. Пожилые люди за границей совсем иные, чем наши. Я  пришел к выводу, наблюдая за старичками нашими и американскими, что
У нас, когда человек одевается как-то необычно, его, чаще всего, воспринимают как  сумасшедшего  фрика,  а  там  он естественный элемент городской жизни.
На наших пожилых людей давят стереотипы, о том, что в таком-то возрасте должно выглядеть так, а  в другом эдак. Внешний вид жестко регламентирован. Люди за границей  одеваются необычно  даже не из-за стремления  выделиться, а просто потому, что  они так себя ощущают. Их внешнее — это проекция внутреннего «я». Просто у кого-то этот динамик сильнее, а у кого-то слабее. В обществе есть уважение к выбору, в том числе и  одежды. А в  российской провинции и в спальных районах костюм является инструментом борьбы с городской серостью, коконом, который создаёт вокруг человека  личное пространство, отличное от окружающего.
Когда мне стала интересна эта тема, я думал,  что идея провалится. Я был уверен, что пожилые люди не контактны, и будут отказываться. Но к моему удивлению большинство дает согласие тут же сфотографироваться, поговорить.  Из 100 человек отказываются 3-4. Я это объясняю тем, что большинство героев, которых я снимаю — яркие персонажи,  и изначально  готовы к вниманию со стороны.
Я намерено снимаю и элегантных дам, и совсем простых бабушек.
Конечно, мне попадаются люди, которые выглядят несуразно, но если вспомнить, что во времена СССР не было такого разнообразия одежды,  не удивительно видеть в одежде людей какие-то перекосы. В любом случае, в  их образах  я вижу попытку эксперимента, момент выпрыгивания из толпы.
В своем блоге преклонный возраст я назвал высоким возрастом, потому что некоторые определение  «пожилой, старый» воспринимают негативно. У меня был случай, когда я хотел сфотографировать даму в Сокольниках, а она была с сыном, и ее сын меня одернул: «Как вы смеете относить мою маму  к разряду возрастных людей?» Я ему возразил, что факт возраста никто не отменял, мы все взрослеем, а потом стареем. Но он сказал: «Нет, не смейте»
Главное впечатление от общения с моими моделями — это их поразительные стойкость и жизнелюбие. Мне очень обидно, что их жизнь в нашей стране складывается не слишком благополучно, если не сказать резче. Мне  очень хочется в принципе поменять в обществе взгляд на старость. Я тщательно мониторю эту тему и у себя в  фейсбуке выкладываю все на тему зрелого возраста. Я, кстати, часто своим моделям задаю вопрос: «Какие преимущества дает им возраст?» Одна дама мне ответила: «С возрастом мнение других людей вас меньше касается. Сейчас я могу напрямую сказать то, что думаю, при этом не боясь поставить под удар свою карьеру, или благополучие детей. Возраст, как ни странно, в этом плане делает вас более свободным».
Есть у меня еще одна героиня. Мне очень нравится,  как  она мыслит. Она говорит: «Я достойна самого лучшего, ко мне должно это притягиваться». Она изучает итальянский язык, занимается шахматами, у нее маленькая пенсия, но в прошлом году она смогла  смотаться в Париж. А недавно она рассказала, как  пошла в аптеку за лекарствами, но домой вернулась без таблеток, зато с новыми серьгами, потому что «для женщины шопинг важнее, чем лекарства».
Одну из первых подборок портретов омских бабушек я выложил на Look at me. Я тогда не особо задумывался над тем, что я делаю. Статью озаглавил Old girls from Omsk (есть марка бельгийской одежды Girls from Omsk, вдохновленная русской темой). И   стал получать гневные отзывы: «Как вы смеете, выкладывать фотографии бабушки в платочке и выдавать все это за уличную моду». Мне досталось. Меня упрекнули в том, что я смеюсь над ними.  Этот пост был для меня хорошим толчком, чтобы задуматься  на тему, а что я делаю, зачем вообще нужны эти образы, которые я коллекционирую? А сейчас мне уже пишут заявки типа: «А моя бабушка очень подходит для вашего блога, сфотографируйте ее».
Мне очень нравится книжка Владимира Яковлева «Возраст счастья». Он делает упор на тех, кто живет долго и счастливо. Хочется, чтобы в России было больше таких людей. Я собираю журналы, где есть фэшн-съемки или реклама с пожилыми людьми. Но это исключительно зарубежные издания. Была только одна рекламная кампания, лицом которой стала Светлана Светличная. Это была реклама одного ювелирного бренда.
Мне  очень хочется знакомых стилистов попросить: «Смотрите, какие красавцы, сделайте съемку». В этом возрасте лицо — законченная картина судьбы. Для меня морщины на лице — это отпечаток главной эмоции, состояния, в котором живёт человек. За годы общения с героями «Олдушки» я пришёл к выводу, что бороться с возрастом неэффективно и вообще бесполезно, для гармоничного существования нужно быть в согласии с ним. Молодость удержать невозможно, красоту — да.
Для чего я это делаю? Думаю, для того чтобы тем, кто уже достиг высокого возраста, и нам с вами в будущем жилось хорошо и свободно. В обществе, не обременённом предрассудками, жить намного приятнее и радостнее. Будущее любого человека — это старость, и чем больше мы видим вокруг счастливых пожилых лиц, тем меньше страхов у нас остаётся перед будущим.
 
# Умные мысли от героев Игоря Гавара
# Ирина Андреевна, 75 лет, стюардесса и фрезеровщица
— Можно выглядеть стильно, и не имея больших денег, тем более мода циклична, и то хорошо забытое старое, что залежалось в вашем шкафу, может оказаться актуальным.
— Считается, если человек в возрасте, то он должен одеваться определённым образом в угоду какому-то общественному мнению. Нужно иметь силу противостоять подобным глупостям и выглядеть так, чтобы нравиться, прежде всего, себе самому. Перспектива дальнейшего старения меня не сильно волнует, внутри мне примерно лет сорок.
— Я дважды была замужем и оба моих супруга трагически погибли. Память сохраняет всё, но к ней нужно подходить избирательно и концентрироваться на том, что приносит радость в жизни, а не отягощает её.
 
# Альбина Станиславовна, 71 год, актриса  
До выхода на пенсию работала прядильщицей на текстильной фабрике. В 2007 году дебютировала в фильме «Русалка», ассистент по актерам заметил Альбину Станиславовну в метро и пригласил на кастинг. С тех пор актриса была задействована более чем в 90 проектах, включая фильмы, сериалы, рекламу. Последняя работа — роль в проекте Вадима Захарова «Пляска мёртвых языков», прошедшего в рамках 5-ой Московской бьеннале современного искусства в ЦУМе.
— Если бы я жила не в Москве, вряд ли со мной могла приключиться такая кинематографическая история.
— Если выбирать между работой на фабрике и в кино, я бы выбрала первое, просто по возрасту я уже не подхожу. Работа на производстве обеспечивает постоянный доход, в кино же доход нестабильный. И кино — это постоянная зависимость от чужих решений, ты как бы не принадлежишь себе.
— Есть гримёры недобропорядочные, волосы сильно дерут, лака много льют, я лаком в жизни вообще не пользуюсь.
— Возраст —  это то, что можно обнаружить в зеркале, на внутреннее состояние он влияет не так очевидно.
 
# Надежда Дмитриевна 62 года. Работала ведущим специалистом в Минтруда и социальной защиты
— Красивые комплекты у меня получается составлять на подсознательном уровне, интуитивно.
— Очень важно адекватно оценивать свой возраст, понимать, что с годами наша внешность меняется и нужно перестраивать свой стиль под эти изменения.
— Цените жизнь и не делайте пакостей. Будьте добры и счастливы, с годами эти качества всё отчётливее будут видны на вашем лице, а счастливое лицо прекрасно в любом возрасте.
 
# Анатолий Григорьевич, 56 лет. Работал в ресторанном бизнесе, сейчас водитель
— Раньше я был молодой и красивый, а теперь просто красивый.
 
# Геннадий, 78 лет. Кандидат технических наук, Заслуженный строитель СССР, повар, дизайнер по пошиву мужской и женской одежды
— Главное — это движение, и моя жизнь подчинена этому. Встаю я в 5:20, делаю зарядку, затем 5 километров ходьбы, вечером занимаюсь на массажере. Вся моя неделя расписана: 2 дня я хожу на фитнесс, 2 дня играю в шахматы, чтоб отодвинуть подальше маразм, суббота и воскресенье танцы и ещё раз в неделю баня. Мне не понятны люди, которые днями сидят у подъезда.
 
# Валерия Георгиевна, 73 года. Работала в совхозе, в лесном хозяйстве и на железной дороге
— Утром встану, умоюсь, покушаю и вперёд, в город. Люблю по городу гулять, смотрю кто как одет, кто что покупает... так жить интересней. Пешком люблю ходить — это полезно для здоровья... Чтоб быть здоровым и дольше жить, нужно меньше психовать, больше улыбаться, нервничать не надо. Лекарств не пей, ешь всё подряд, особенно фрукты, лук и чеснок.  
 
# Галина Андреевна, 77 лет. Работала натурщицей в ВУЗе, штукатуром-маляром на стройках, продавцом обуви и много, кем ещё
— Мой прадед был цыганом индийского происхождения, так что любовь ко всему яркому у меня в крови.
— Есть у меня туфли лаковые, ленинградские. Очень красивые, да только малы. Но я всё равно хожу в них, терплю ради красоты.
— Однажды, в автобусе, мужчина на меня засмотрелся, сам такой невидный. А я еду, голову в сторону молодёжного центра «Химик» повернула, на него не смотрю. И тут он мне говорит: «Я редко, кому такие признания в общественном транспорте делаю, но у вас такое красивое лицо!»
— Это такой возраст, когда наконец-то можно пожить для себя, делать то, что всегда хотелось. Я по концертам и танцам хожу. А ещё я узнала, что в Икее можно кофе бесплатно по карточке пить. Показала эту находку своим приятельницам, мы теперь всей компанией туда ездим.
 
# Нелли, 72 года. Психолог
— Человек всегда должен развиваться, узнавать что-то новое. Одним из лучших способов развития являются путешествия.
— Я достойна только самого лучшего и люди, которых я люблю, достойны того же, потому что они — самые лучшие.
 
# Дагмара Александровна, 97 лет. Работник культуры
— Важно никогда не впадать в уныние, быть всегда в хорошем настроении и людям это настроение передавать. Вот я взяла и станцевала для вас, и вам стало веселее. А сидеть унывать, да ещё и других заражать, зачем? Если уж заражать, то только смехом!