Сюжеты · Общество

«Честные журналисты нас поймут и простят»

Кто и как определяет процент боевиков и шпионов среди российских журналистов, стремящихся в Украину

Ольга Мусафирова , собкор в Киеве
Кто и как определяет процент боевиков и шпионов среди российских журналистов, стремящихся в Украину
На днях мне, собственному корреспонденту «Новой газеты» в Киеве, пришлось приложить достаточно усилий, чтобы специальный корреспондент нашего издания Павел Каныгин смог попасть за репортажем в «горячую точку» — в Донецк. Украинские пограничники попытались развернуть его прямо в аэропорту, под нелепым предлогом: мол, недостаточно денег для пребывания в Украине. Хотя ни в бумажник, ни в выписку из банковской карточки заглядывать не стали. Просто отдали паспорт гражданина РФ Каныгина командиру самолета и сказали: «Ну извини, не мы решаем…»
Репортаж Павла Каныгина из Донецка («Кто там самый главный?», 11 апреля 2014 г.) уже опубликован. А вот кто именно решал на месте, можно или нет зарубежному журналисту выполнять профессиональные обязанности, мне до конца выяснить не удалось.
Пограничники доверительно указывали на СБУ. В спецслужбе отрицали наличие черных списков, однако не без доказательств говорили о провокаторах и клеветниках с удостоверениями «Пресса». В условиях информационной войны, политического противостояния и в дни, когда российская военная техника сосредоточена у границ, как перед броском, официальный Киев защищается от Кремля всеми доступными способами. Но в Европе уже задают вопросы: Майдан перестал считать свободу слова непременным признаком демократии?
В ОБСЕ выражают обеспокоенность: за последнее время в Украину не допустили более двадцати российских журналистов. Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» заявляет: «Мы крайне обеспокоены регулярно происходящими случаями отказов в пересечении украинской границы российскими журналистами, что является нарушением международных обязательств Украины в части свободы информации. Свобода перемещения журналистов является неотъемлемой частью свободы СМИ. В связи с этим мы настоятельно призвали украинские власти избегать повторения подобных инцидентов. Мы считаем, что предусмотренные законом правила въезда в страну должны всеми соблюдаться. В то же время мы призвали украинские власти сделать все возможное, чтобы облегчить доступ иностранных журналистов с целью объективного освещения событий в Украине».
Среди украинских политиков нет единого мнения по этому вопросу. Виктор Чумак, народный депутат, генерал-майор юстиции в запасе, долгое время работавший на руководящих должностях в Государственной погранслужбе Украины, подтвердил очевидное: у пограничников есть право проверять цель прибытия иностранного гражданина:
— Не впустить могут, если цель не подтверждается. Либо если в прошлый раз нарушил сроки или порядок пребывания в стране. А вот по мотивам политической нецелесообразности въезд закрывает только СБУ.
Чумак признал, что в случае с Каныгиным (его силой пытались «погрузить» на обратный рейс) имел место «эксцесс исполнителя». Однако продолжил:
— Мы знаем, сколько сюда людей едет из России с разными удостоверениями, но с плохими намерениями, не журналистикой заниматься, а совсем другим! Ну, пусть жалуются в Европу. Лучше получать жалобы от честных репортеров, которые нас поймут и, надеюсь, простят, чем терпеть пропагандистскую грязь от остальных.
Иное решение предлагает народный депутат Николай Княжицкий, в прошлом — руководитель медийных телекомпаний и каналов:
— Российских коллег, тех, кто объективно освещает события, мы должны не просто впускать в нашу страну, а приглашать сюда! Пусть все видят и рассказывают — через немногие демократические СМИ, которые остались в России. А вот провокаторам типа Дмитрия Киселева надо открыто, в глаза сказать: «Агентам ФСБ под прикрытием в Украине делать нечего». Но для того, чтобы отделять зерна от плевел, должна быть разумная информационная политика. Это сфера ответственности Совета безопасности и обороны. Я считаю, что мы такой политики не имеем и сами от этого страдаем.