Украина просит Россию помочь в расследовании расстрела снайперами мирных граждан на Майдане. Вряд ли дождется
Пресс-конференция, которую в минувший четверг провели руководители Генеральной прокуратуры, МВД и СБУ, с одной стороны, наконец-то прорвала «заговор молчания» относительно расследования массовых убийств активистов Майдана в двадцатых числах февраля в центре Киева и в какой-то степени сняла нарастание недоверия к украинским силовикам. С другой — слишком долгое ожидание конкретных действий правоохранителей полного удовлетворения в обществе пока не вызвало. Так что теперь после громкого «а» должно последовать не менее громкое «б». Хотя с учетом всех конспирологических версий, домыслов и слухов, массово плодившихся в период информационной тишины, включая и требования отставки главы МВД Украины Арсена Авакова, силовые начальники рассказали достаточно много.
Основных месседжей можно выделить три.
Во-первых, МВД назвало количество сотрудников спецподразделений, подозреваемых в расстреле активистов Майдана. Пока речь идет о двенадцати задержанных бойцах и командирах «черной роты» «Беркута». Рассматривается вопрос о привлечении к ответственности еще тринадцати человек. И если их вина будет доказана, им всем грозит пожизненное заключение.
Во-вторых, официально было объявлено, что приказы о применении боевого оружия против гражданского населения отдавал лично экс-президент Украины Виктор Янукович. По словам главы СБУ Валентина Наливайченко, именно Янукович отдавал соответствующие приказы о начале антитеррористической операции тогдашним главам МВД и СБУ Виталию Захарченко и Александру Якименко, которые доводили эти приказы до личного состава спецподразделений.
Этот факт подтвердил в прямом эфире Первого национального телеканала и министр внутренних дел в правительстве Юлии Тимошенко Юрий Луценко, рассказав о том, что 18 февраля он вместе с нынешним кандидатом в президенты Украины Петром Порошенко пытался вести переговоры с Якименко о недопущении насилия, однако, по словам Луценко, переговоры были прерваны, поскольку Якименко получил приказ Януковича начать антитеррористическую операцию, и Луценко лично видел, как сотрудникам СБУ начали выдавать боевое оружие. В-третьих, глава СБУ Валентин Наливайченко выделил отдельным блоком участие в планировании и осуществлении антитеррористической операции сотрудников ФСБ РФ.
«Для нас очень важен ответ Следственного комитета Российской Федерации, — заявил Наливайченко. — Нас интересуют два вопроса. Первый — 20-е числа декабря 2013 года: полигон СБУ, 26 сотрудников ФСБ Российской Федерации. Просим дать ответ, что делали, их звания и должности. Середина января 2014 года — 6 сотрудников, граждан Российской Федерации, — что делали, с какими задачами и что планировали? — и добавил: — Для этих групп по личной команде Якименко было выделено не только отдельное проживание, охрана и все, что было необходимо, как они считали, для работы, но и была проведена правительственная связь. Сам Якименко неоднократно приезжал на доклад к этим группам. Я не ошибся — на доклад»…
При этом Наливайченко подчеркнул, что СБУ намерена получить от СК РФ информацию о составе и целях групп сотрудников ФСБ в ходе их пребывания в Украине: «Повторюсь: состав этих групп, их воинские звания и самое главное — что они делали?»
Помимо этого СБУ настаивает на допросе генерал-полковника ФСБ Беседы. Наливайченко лишь заявил, что генерал-полковник приезжал в Киев в январе-феврале по диппаспорту и контролировал доставку взрывчатки и оружия двумя бортами из Чкаловска общим весом 5100 кг. Запрос по этому поводу, по словам главы СБУ, был направлен в Россию по дипканалам 4 апреля.
Правда, маловероятно, что СБУ в ближайшее время сможет получить ответы на заданные вопросы. Как маловероятно и то, что Россия выдаст Украине и Виктора Януковича, и Виталия Захарченко, и Александра Якименко. Не более вероятно и то, что украинские правоохранители смогут допросить сотрудников «Беркута» и спецподразделения «Альфа», которые сегодня скрываются с оружием на территории Крыма.
В Киеве это, похоже, хорошо понимают и, скорее всего, посылают запросы в Москву «для протокола». Поскольку следующим шагом украинской стороны станет передача материалов о причастности украинских и российских чиновников и силовиков к массовым убийствам участников протеста в Киеве в международные судебные инстанции, в том числе в Гаагский трибунал. Этим во многом объясняется и предельно сдержанная реакция на контрдействия российской стороны — начиная с тиражируемых по российскому ТВ интервью и пресс-конференций Януковича, появления на федеральных телеканалах Захарченко и Якименко и заканчивая новостью о сенсационной поимке сразу 25 граждан Украины, которые якобы готовили теракты на российских просторах от Белгорода до Калмыкии.
В Киеве эту новость назвали фейком, а в украинском МИДе заявили, что ни об арестах, ни о депортации «двух шпионов» их никто не ставил в известность. Более того, ответа на официальный запрос украинская сторона из Москвы до сих пор не получила. К тому же из 25 якобы задержанных якобы диверсантов телеканал НТВ, который и обнародовал эту новость, показал только троих. Украинские журналисты смогли их опознать и встретиться с родственниками Артема Гордиенко, Виталия Кривошеева и Кирилла Пилипенко. Родственники сказали, что задержанные работали в Элисте фотографами, последний раз выходили на связь 14 марта. Что уже вступает в определенное противоречие с тем, в чем «признались» на камеру сами «шпионы», рассказав, будто они должны были по заданию СБУ фотографировать передвижение российской военной техники вдоль границ с Украиной. Но Калмыкия не граничит с Украиной.
Не менее неправдоподобными называют в Киеве и заявления Захарченко и Якименко о том, что вина за массовые убийства активистов Майдана лежит на самих организаторах акций протеста. В первую очередь потому, что и Якименко, и Захарченко в один голос утверждают, будто огонь по протестующим на улице Грушевского 19—20 февраля велся из Дома профсоюзов, в котором размещался штаб Майдана. С учетом того, что на майдане Незалежности нет других зданий, откуда мог бы вестись огонь, для неискушенного российского зрителя это звучит убедительно. Если не считать одной мелочи, которую бывшие руководители украинских силовых ведомств «упустили». Дом профсоюзов, где в результате пожара заживо сгорели несколько десятков человек, сотрудники спецподразделения «Альфа» подожгли еще 18 февраля, поэтому ни 19, ни 20 феврали вести оттуда огонь было физически невозможно: в здании полыхал пожар, рушились внутренние перекрытия.
Правда, для украинских телезрителей эти «сенсации» остались за кадром, поскольку и НТВ, и РТР, и Первый канал сегодня в Украине не транслируются. Так что вся мощь очередного идеологического удара угодила разве что в зрителя российского, который и так давно знает «всю правду за Украину»…
«Диверсанты «Правого сектора» с заданием от СБУ» — опознаны
В пятницу «Новая газета» через сайт обратилась к коллегам в Украине и нашим украинским читателям с просьбой помочь опознать показанных в четверг в эфире нашего телевидения неких «диверсантов-националистов» из «Правого сектора», задержанных ФСБ на территории России.
Уже к вечеру стало известно, что журналисты телеканала ТНС (Украина) не только опознали «диверсантов», но и пообщались с их родными в Украине. По утверждению родственников, Артем Гордиенко, Виталий Кривошеев и Кирилл Пилипенко — граждане Украины, отправившиеся в Элисту (Калмыкия, Россия) на заработки. Заниматься хотели школьной и свадебной фотографией.
Никаких данных о местонахождении всех троих на момент подписания номера родственники не имели.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»