Колонка · Политика

Охрана беспорядка

Андрей Колесников , Специально для «Новой»
«Поставить заслон всем этим говённым рокам».
Исторические нюансы изменились, зато смысл остался прежним: граждане должны сами помогать полиции разбираться с лицами неправильного, в том числе с политической точки зрения, поведения. Отныне эксперименты последних лет с народными, молодежными (кремлевскими), казачьими, православными и прочими «конфессиональными» патрулями обрели прочную правовую базу в виде Федерального закона РФ от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ, удивительным образом почти повторяющим название советского постановления — «Об участии граждан в охране общественного порядка»
Что это за участие и от кого будем чистить улицы? По формулировке закона, «участие граждан в охране общественного порядка — оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах».
Исторически так сложилось, что в целях защиты жизни, здоровья, чести, достоинства человека улицы чистили от «стиляг», например. Или стригли волосы хиппарям, приводя их головы в соответствие с представлениями о правильном внешнем облике строителя коммунизма. Лет семь назад «георгиевский патруль», дружинники-националисты, пытались охранять общественный порядок от самого факта наличия гомосексуального элемента. Потом, чуть позже, появились межрелигиозные ДНД, собиравшиеся осенять тенью от хоругви свои представления о правопорядке. Ну а уж о казачьих дружинах и говорить нечего — это ходячие критерии нравственности на улицах города.
В общем, все это такой коллективный «уралвагонзавод», который всегда мечтал «приехать с ребятами» и очистить все что угодно от «оранжевой», «белоленточной» и прочей цветной нечисти.
Новый закон вполне вписывается в общий тренд усиления репрессий, прежде всего на свежем воздухе, где, в соответствии с новеллами в законодательстве о митингах, гражданам теперь и вовсе лучше не собираться.
Проблема, собственно, в том, что в дружинники могут пойти товарищи с четкими представлениями о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В ситуации патриотического подъема это будут люди с причудливым соединением в голове советских и черносотенных представлений о нравственности и девиантном поведении. Кроме того — зачем это государству? Да, оно не справляется с рядом правоохранительных функций, тем самым демонстрируя свою слабость. Но в этом же оно не признается, оно считает себя сильным. Значит, речь идет о науськивании согласных на несогласных.
Скромным утешением могло бы стать положение закона, согласно которому охрана порядка осуществляется добровольцами «во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления». Но, учитывая политизированность деятельности соответствующих органов в наше непростое время, это обстоятельство скорее не утешает, а настораживает.