Сюжеты · Общество

Марафоны Мери Бушуевой

Потеряв ногу, эта женщина сумела стать легендой спорта. Через сорок лет чиновники решили, что она пошла на поправку

Потеряв ногу, эта женщина сумела стать легендой спорта. Через сорок лет чиновники решили, что она пошла на поправку
Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
Мери — настоящая героиня. Имеет 80 медалей за спортивные достижения и личное мужество. В 1996 году она стала героиней юбилейного, двадцатого Космического марафона в подмосковном городе Королеве. Были марафоны Нью-Йорка, Трансконтинентальный легкоатлетический сверхмарафон «Париж — Москва — Сидней», супермарафоны «Золотое кольцо России» и «Россия — Грузия». Помимо этого, Мери была организатором и участником марафона в горах Сванетии. Мери прошла многие и многие сотни километров — на протезе. В 2007 году в Нью-Йорке Бушуева заняла первое место среди колясочников, а в 2006-м создала в Москве свой собственный «Реабилитационный центр Мери Бушуевой», приобщая к марафонскому движению все больше и больше людей с ограниченными возможностями.
Она родилась в Грузии, в Зугдиди. Тот южный мир с его запахами и сумерками — все время с ней. Ей и в юности казалось, что преград для счастья не существует, и позже, когда выяснилось, что вся жизнь — сплошное преодоление, а с годами испытания становятся все труднее. Тогда все изменилось в одну секунду! Мери чуть не погибла в пожаре, получила страшные ожоги. Одних только операций по пересадке кожи в Москве она выдержала пятьдесят…
Спрятав под брюками изуродованные ожогами ноги, Мери продолжала работать, учиться и строить будущее. А судьба готовила новое испытание… Мери попала под колеса грузовика, получила серьезную травму и без того травмированной ноги. На следующий день ее ждала ампутация — и минуты жизни, о которых не хочется вспоминать даже сейчас.
Мери был брошен вызов, и она, как воин, приняла его. Ее ответом стала вся дальнейшая судьба: любовь, замужество, переезд в Москву, рождение дочери. И полноценная, полнокровная жизнь: искусство, книги, друзья, путешествия, спорт.
Когда-то Валентин Дикуль, автор методики восстановления опорно-двигательного аппарата, неожиданно посоветовал Мери заниматься марафоном, и она, поначалу потрясенная этим советом, последовала ему.
Победа в марафоне — это когда ты идешь наравне с другими спортсменами без всяких оговорок на инвалидность. И она шла на протезах, среди здоровых людей, тем самым побеждая свой недуг и вселяя надежды в других. Такие победы в России — победы вдвойне.
Мери на марафоне в Москве, 2012 год. Фото из личного архива
Мери Леонтьевна Бушуева — инвалид I группы с 1972 года, и бессрочно. Диагноз другого не предполагает: ампутация правой ноги выше колена, ожоги 4-й степени более 68% поверхности тела. Более того, в 2005 году она пережила серьезную операцию по удалению злокачественной опухоли, а затем в течение года проходила курс облучения. В 2008 году ей был удален желчный пузырь. Мери не может передвигаться самостоятельно без костылей, протеза и инвалидной коляски, так что ей обязательно требуется сопровождающий. С возрастом появились проблемы с сердцем, давление.
В 2012 году Мери обратилась в комплексный центр социального обслуживания (КЦСО) «Мещанский» города Москвы для оформления индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР). Оттуда ее отправили на повторное медосвидетельствование в районное бюро по месту жительства. Комиссия не проводила никакого «полного медицинского освидетельствования». Не было ни осмотра врачами, ни анализа социально-бытовых условий. Зато был предложен рентген ноги, который должен подтвердить ее отсутствие. Видимо, своим глазам эксперты не доверяют. И вот наконец Мери оформили карту. Из которой она узнала, что ей присвоена инвалидность II группы. То есть с годами состояние Мери значительно улучшилось! И, соответственно, уменьшилось количество поблажек по отношению к ней со стороны государства.
Мери не одна такая. Целая армия врачей работает на понижение количества инвалидов в стране (экономя тем самым затраты государства на их содержание).
Вот, к примеру, Мери решила воспользоваться своей льготой и попросить положенный ей гараж для машины с ручным управлением. Но, как выясняется, нет первой группы — нет и машины, не положено и гаража рядом с домом. Соцзащита уже выдала ей инвалидное кресло, очевидно посчитав, что после этого Мери не о чем беспокоиться. Зачем куда-то выезжать, да еще и на машине? Дать ей II группу — и пусть ни о каких путешествиях более не мечтает!
Мери Бушуева пишет письма, просит вернуть то, что ей по праву, по закону положено. Например, руководителю ФКУ Галине Васильевне Лапшиной, в «Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Москве». Но ответа нет. Наверное, стоит обратиться напрямик к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой. Пусть пояснит нам, как же так получилось, что по документам Мери идет на поправку.
Елена МОХОВА