Сюжеты · Культура

«Оскар-2014» поддержал сопротивление

86-я церемония вручения наград американской киноакадемии до последнего времени была главным кинособытием не только в мире, но и в России. Но не в этом году

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
86-я церемония вручения наград американской киноакадемии до последнего времени была главным кинособытием не только в мире, но и в России. Но не в этом году. Хотя здесь все, «как раньше». И Ди Каприо, номинированный на «Оскар» в 4-й раз, вновь остался без награды, и классик Скорсезе вновь не поощрен. Но и про Украину говорят со сцены — не потому ли Первый канал отказался от трансляции?
# Возможно, зная о любимом занятии звезд — поддерживать борцов с разнообразными режимами, — руководство канала обеспокоилось: как бы и про украинские события со сцены кинотеатре «Dolby» в Лос-Анджелесе в прямой неотредактированной трансляции не возникли недозволенные пассажи. И были правы.
Уже один из первых призеров Джаред Лето (лучшая роль второго плана ) в благодарственной речи следом за «спасибо героической маме» вспоминает и всех мечтателей — особенно тех, кто в Венесуэле и в Украине. «Просто знайте, что мы с вами», — многозначительно завершает спич актер с обликом Иисуса Христа.
Звезды под дождем собирались у красной дорожки. Поджидавшие их зрители соперничали в экстравагантности зонтиков. Кстати, в этот день состоялась демонстрация протеста работников индустрии спецэффектов. Около пятисот человек с зелеными зонтами (символами экрана-хромокея) привлекали внимание к проблемам своей скромной профессии и никем не разгонялись.
Героизм — сквозная тема и самой церемонии, и многих фильмов-номинантов. Их центр силы — жизнь человека, в одиночку противостоящего: расизму («12 лет рабства»), смертельной болезни («Даласский клуб покупателей»), космической катастрофе («Гравитация»). Актриса Салли Филд прославляла людей, восставших, осмелившихся (на экране реальные исторические персонажи, вроде Линкольна и Ганди соседствовали с экранными). Целый ряд фильмов, прорвавшихся в лидерский список, посвящены преодолению. Стоит ли вспоминать предостережения мудрецов о том, что герои необходимы лишь в самые тревожные эпохи, в мирное время они даже опасны. Впрочем, времена у нас самые что ни на есть опасные. Потому «Оскар» и поет славу героям.
В анимации лучшим признан качественный мюзикл **«Холодное сердце»** , переиначенная на новый лад андерсеновская сказка об отваге и любви. Академики обошли стороной не только элегантную европейскую ленту «Эрнест и Селестин», но и «Ветер крепчает» — восхитительный фильм-прощание патриарха мировой анимации Хаяо Миядзаки, вдохновенную поэтическую историю жизни японского конструктора Дзиро Хорикоси.
Пожалуй, нынешний «Оскар» стал самым предсказуемым за последние годы. Во время церемонии вспоминался хит «Сплина»: «Те же знакомые люди,/ Все те же портреты на фоне».
Успехом у публики пользуется шутка ведущей Эллен Дедженерес о том, что раньше «все было по-другому»: были номинированы Леонардо ДиКаприо, Мартин Скорсезе, Мерил Стрип, Кейт Бланшетт. И она права.
**На «Оскаре» все, «как раньше». И Ди Каприо, номинированный на «Оскар» в 4-й раз, вновь остался без награды, и классик Скорсезе вновь не поощрен.**
Главным же фильмом вполне ожидаемо названа эпическая кинодрама **«12 лет рабства»,** тем самым поддержана антирасистская направленность современного кинематографа. Под аплодисменты зала за статуэткой вышел темнокожий британский режиссер Стив Маккуин. Экранизация мемуаров Соломона Нортапа — вполне добротное кино в духе предшественников вроде «Амстада» Спилберга. Поэтому за картину Маккуина с ее девятью номинациями, академики могли голосовать не глядя. «Я посвящаю эту награду всем, кто знает что такое рабство,» — заявил в благодарственной речи режиссер. Фильм также получил награду за лучший адаптированный сценарий, а кенийская актриса Лупита Нионго победила в номинации «Лучшая актриса второго плана». Хотя, как мне кажется, работы Джулии Робертс в «Августе» и Дженнифер Лоуренс в «Афере по-американски» были вне пределов «профессионального качества», восхитив беспощадностью к себе и уникальностью интонации.
У **«Гравитации»** закономерно больше всего статуэток: помимо технических наград (монтаж, звук, визуальные эффекты), лучшим режиссером назвали Альфонсо Куарона, мастера, предпочитающего самостоятельно прокладывать пути в кинематографе. «Гравитации» — обманчиво простой технотриллер о тотальном одиночестве, о попытке невозможного: преодолеть это леденящее одиночество. Цифровые технологии для режиссера — палитра выразительных средств, с помощью которой он создает на экране объем человеческих взаимоотношений. Король трехмерного кино Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим в истории кино фильмом о космосе. Безусловно, при всех изъянах драматургии, «Гравитация» прорвала горизонты привычного 3D прежде всего благодаря изобретательному «видению» оператора Эммануэля Любецки, непревзойдённого творца визуальных миров в произведениях Терренса Малика, Мартина Скорсезе, Майкла Манна, Тима Бертона, братьев Коэн, и конечно же Куарона. Любецки справедливо назван лучшим.
Спайк Джонс награжден за оригинальный сценарий оригинальной лав-стори **«Она»,** героиней которой стала «компьютерная программа», озвученная Скарлетт Йоханссон.
Лучшей актрисой, как и предсказывали букмекеры, стала Кейт Бланшетт. В **«Жасмин»** Вуди Аллена она сыграла сокрушительное падение с ослепительной вершины американской мечты. Работа вне сомнений блистательная, хотя соперницы у Бланшетт выдающиеся: Мэрил Стрип, Джуди Денч, Эми Адамс, Сандра Буллок. Не случайно в своей речи Бланшетт отметила «ошеломляющую» игру Эми Адамс в «Афере по-американски». Мэрил Стрип же можно давать «Оскар» за любую из ролей. Видимо, академики сочли, что актриса, давно живущая на вершине Олимпа, в их поддержке не нуждается.
Мэттью Макконахи также ожидаемо получил статуэтку за невероятную роль в « **Далласском клубе покупателей** ». Ради своего техасского ковбоя, яростного борца со СПИДом, актер похудел на 21 кг. К слову сказать, усилия Кристиана Бэйла, поправившегося на 18 кг для роли талантливого проходимца Ирвинг Розенфельд в «Афере по-американски», остались невознагражденными. «Афера…», рекордсмен по номинациям, была показательно проигнорирована. Так же равнодушными академиков оставила ядерная комедия Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».
**«Великая красота»** Паоло Соррентино, также один из стопроцентно предсказанных лауреатов. Фильм, названный вольной вариацией на тему произведений Феллини и Росселини, тем не менее, не скрывает иронии и по отношению к киномонументам, и к карнавалу призраков, населяющих вечный город. Режиссер благодарит Мартина Скорсезе, Федерико Феллини и всех, кто вдохновил его на создание картины, оберегающей высокие традиции кино как искусства.
Главный претендент на статуэтку в номинации «Документальное кино» — «Акт убийства» остался без награды. (Впрочем, шокирующее путешествие в ад, где индонезийские убийцы-киноманы инсценируют собственные кровавые эксперименты и без «Оскара» триумфально прокатилось по миру). Лучшим признано неплохое, но в большей степени телевизионное кино **«В двадцати футах от того, чтобы стать звездой»** — о скромных труженицах бэк-вокала, тех, кто проживает жизнь за спинами звезд.
На сцене «Dolby» — знаменитая рок-группа «U2», родом из взрывоопасной Ирландии. Они представляют свою песню «Ordinary Love» из фильма «Долгий путь к свободе» о борьбе Нельсона Манделы с режимом апартеида. В основе большинства хитов «U2» — социальные, политические, духовные вопросы. Многие из них (как «Кровавое воскресение») основаны на реальных событиях…
Очень похоже на современное кино, поддержанное 86-тилетним «Оскаром».
**P.S.** _Первый канал все-таки показал церемонию в записи. Но слов Джареда Лето об украинских мечтателях российские зрители в отредактированной телеверсии так и не услышали._