Митинг под областной администрацией, который созвали местные власти, сразу пошел не по сценарию. К нескольким сотням бюджетников, которые послушно, под песни советской поры, ждали мэра Анатолия Лукьянченко и губернатора Андрея Шишацкого с рассказами о текущем моменте в Украине, со стороны площади Ленина, где уже второй день идет запись в некий Восточный фронт, колонной по двое подошло человек сто молодых людей с российскими триколорами
Митинг под областной администрацией, который созвали местные власти, сразу пошел не по сценарию. К нескольким сотням бюджетников, которые послушно, под песни советской поры, ждали мэра Анатолия Лукьянченко и губернатора Андрея Шишацкого с рассказами о текущем моменте в Украине, со стороны площади Ленина, где уже второй день идет запись в некий Восточный фронт, колонной по двое подошло человек сто молодых людей с российскими триколорами. Они заняли место прямо у постамента флагштоков, на которых развевались штандарт шахтерской славы и государственный флаг Украины и, дружно забивая тех, кто у микрофона, начали скандировать «Россия!» «Путин!»
Агрессивный характер предстоящего события проявился еще сильней, когда, по крайней мере, с трех сторон к площади потянулись группы граждан спортивной наружности (таких на Майдане принято было называть титушками) «Здесь становись!» «На правый фланг!» — слышались команды. Было ощущение, что команды отдают из единого центра. У всех на одежде георгиевские ленточки.
На митинге — около пяти тысяч человек. Люди говорят о том, что в Киеве власть захватили фашисты и бандеровцы, скандируют «Слава Беркуту!». А при упоминании Майдана и погибших из Небесной Сотни начинают свистеть и кричать «Горите в аду!» Митинг достаточно недружелюбно реагирует на украинских тележурналистов, операторам приходится охранять камеры от граждан, которые буквально пытаются дотянуться до техники: «Что ты там показываешь?!» Российские съемочные группы работают без проблем. По моим наблюдениям, на площади достаточно много выпивших мужчин. На асфальте – окурки, бутылки из-под пива и минеральной воды.
Губернатор Шишацкий и мэр Лукьянченко в сопровождении журналистов и охраны уходят в холл, где пытаются дать импровизированный брифинг. Руководители Донецка — члены Партии регионов — сильно растеряны.
**Они не подавали в отставку и, судя по всему, были намерены шантажировать Киев народными волнениями и дестабилизацией обстановки в случае отстранения их от должностей, но неожиданно оказались в положении свергаемых сами.**
На митинге, не стесняясь матерных выражений, говорят: «Мы гибнем в шахтах, а они строят себе дворцы!» Однако эта тема не главенствует. Основной упор делают на то, что Киев вот-вот введет сюда, для подавления бунта, свои силы и потому надо, во-первых, брать власть, во-вторых — просить о помощи Россию.
Разгоряченная призывами толпа бросается на штурм здания, милиция сдерживает ее с трудом. Журналистов выводят на улицу запасным черным ходом, через подвал. Руководители остаются на совещание — как позже окажется, депутаты горсовета проводят по требованию митинга экстренную сессию. Митингом тем временем уже руководит «народный губернатор Павел Губарев», которого избрали на соседней площади Ленина.
Группа из 20 молодых людей взобралась на постамент и спустила с флагштока государственный флаг Украины, подняв взамен под овации площади российский триколор. Часть из парней стоит в жилетках с портретом Путина, объясняют, что в Донецке есть общественная организация, поддерживающая президента России. Они держат транспарант «Верховная Рада не легитимна!» и скандируют «Русские, вперед!», «Донбасс, смелее, гони фашистов в шею!», а также «Державу — назад!» (имея в виду возвращение к СССР)», «Европу — в жопу, Кличко — в очко» и другие. Российские флаги на площади преобладают. Также есть знамена «Русского блока», красные с серпом и молотом, движений «Союз» и «Русичи».
Милицейский отряд «Грифон» стоит, не вмешиваясь в происходящее. Им время от времени кричат «Милиция с народом» и спрашивают, не будут ли они бить митингующих. По ощущениям ясно, что Донецку очень хочется повторить со своими лозунгами киевский Майдан. В толпе возбужденно говорят о том, что пора ставить палатки и вооружаться. На некоторых парнях – строительные каски и медицинские маски.
Донецкий «майдан» требует от губернатора и мэра не признавать и не подчиняться киевской власти и провести референдум. Требования весьма хаотичны. Вначале настаивали на региональной финансовой самостоятельности, потом — на автономии, далее пошла речь вообще о присоединении к России. Непонятно, какое требование в итоге получает поддержку.
**Как рассказал «Новой» Андрей Пургин, один из руководителей представители организации «Русский блок», выступающей за федерализацию страны, молодые люди, замеченные мной в толпе — «гости Украины из соседней Ростовской области».**
Пургин уверяет, что ребят не более 50 человек, и они довольно часто приезжают на мероприятия «Русского блока» в Донецк. «Потому что иначе милиция начинала против нас репрессивные действия, а с их участием мероприятие приобретает международный характер и никто не трогает». Пургин и его коллеги находились более 4 лет под следствием по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины — за призывы к сепаратизму, за разжигание межнациональной вражды. Но с введением в действие нового УК Украины обвинения сняли.
В момент нашего разговора у г-на Пургина звонит мобильный, ему сообщают, что над зданием обладминистрации в Луганске тоже вывешен российский триколор, о чем он с радостью сообщает своим соратникам. То, что происходит сейчас в Украине, имеет, оказывается, название — «русская весна».
**(По сведениям «Новой», в соседний Луганск также завезено более 1000 граждан России для участия в подобных мероприятиях).**
Митинг зачитывает резолюцию: «Мы, народ Донбасса, принимаем отставку Шишацкого и Лукьянченко, признаем народного губернатора Павла Губарева. Требуем, чтобы ему были подчинены все силовые структуры области для охраны от фашистов и националистов, а также поддержания общественного порядка. До 25 марта требуем проведения референдума о судьбе Донецкого региона, выражаем желание присоединить Донбасс к России».
В этот момент на пороге здания появляется мэр Лукьянченко и говорит, что сессия согласилась с требованиями митингующих. Мэра тут же прощают и решают оставить на должности. Он заявляет о том, что депутаты одобрили народную инициативу и единогласно выступили за автономию Донбасса, за придание русскому языку статуса государственного на территории области, за создание муниципальной милиции и за финансовую автономию региона – налоги в столицу отправлять больше не будут. Сессия областного совета, обещает мэр, соберется в понедельник.
«Севастополь, Харьков, Луганск и Николаев нас поддерживают!» — объявляет ведущий митинга. Тем временем Лукьянченко под личной и милицейской охраной пытаются вывести к машине. Группа мужчин бросается следом, создавая давку. Кто-то бросил клич: «Бендеру» поймали!»
_Донецк_
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»