«И тот, кто сегодня поет не с нами, тот против нас»
«СЛАВА. СЛАВА. СЛАВА героям! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Эти строки Владимира Владимировича нашего Маяковского я совершенно безвозмездно, то есть даром, предлагаю в качестве поэтического девиза мастерам боевого телевизионного слова, которые пока что по старинке используют язык суровой прозы, или шершавый язык плаката. Тем более что содержательно рубрика такая в новостных и итоговых программах государственного ТВ присутствует уже давно — осталось только ее эстетически оформить, заодно поспособствовав культурному просвещению масс.
Ну, в самом деле — жуть что творится! В то время как весь народ в едином порыве веселится и ликует, гордится и болеет (и я вместе со всеми, признаюсь, того — побаливаю), именно в этот судьбоносный час активизировалась всякая, простите, дрянь, «пятая колонна», которая спит и видит, как бы сорвать стране давно ожидаемый праздник!
Но доблестные мастера боевых телевизионных искусств всегда на посту и всегда готовы дать отпор клеветникам России. Это в Греции в стародавние времена на время Олимпийских игр противники приостанавливали войны. У нас же война не прекращается ни на мгновение. И вот уже программа «Вести 24» на самом что ни на есть государственном канале «Россия 24» открывается не новостями с полей олимпийских сражений, а объемным десятиминутным сюжетом о том, как «неожиданно прославился оппозиционный литератор Виктор Шендерович». Новый ведущий программы Евгений Попов, прошедший свои университеты у Дмитрия Киселева в «Вестях недели», трогательно копирует самые приметные манеры Учителя: жесты, интонации, особенности речи и стиля.
Пересказав в крайне вольной манере запись в блоге «оппозиционного литератора», бросающую тень на нашу Олимпиаду и на новую любовь и гордость россиян — юную Юлию Липницкую, Евгений Попов и его редакторская группа, не поленившись прошерстить отзывы на нее в «Фейсбуке», находят подтверждение тому, что после «возмутительной реплики» от автора отвернулись не только друзья, но и родственники (отзыв двоюродной сестры литератора, озвученный хорошо поставленным женским голосом, прилагается). Против писаки-бумагомараки и выступающий (по скайпу) глава Федеральной еврейской общины Александр Борода, и блогерша Кристина Потупчик (по телефону), которой цензура на сайте «Эха Москвы» не позволила опубликовать ответ Шендеровичу под предлогом того, что он содержит оскорбления.
Но то — подцензурное «Эхо», а то — вольное государственное ТВ России. «Мы даем слово всем!» — с гордостью восклицает ведущий, и г-жа Потупчик и впрямь ни в чем себе не отказывает, а ее изысканный «ответ» иллюстрируется… «черно-белым античным порно» (как элегантно назвал показанный в эфире «Вестей 24» давний видеокомпромат на Шендеровича ведущий «Дождя» Павел Лобков). Ну а, правда — чего стесняться-то? «Ведь оставлять их без ответа нельзя, — как сказал двумя днями раньше учитель Попова Дмитрий Киселев в своей программе «Вести недели», — но и спорить как-то западло».
Прекрасное это высококультурное слово — «западло» — прозвучало вскоре после его же пафосного спича о благотворной роли культуры в деле формирования патриотизма. И хоть спорить с ними «западло», но Киселев жарко спорит (пусть и за глаза) с ведущей все того же «Эха» Ксенией Лариной, заявившей на своей страничке в «Фейсбуке» и в эфире «Дождя» об ущербности официального патриотизма, основанного на ненависти ко всему «иному». «Не на ненависти, а на любви основан патриотизм, — учит Киселев заблудшую овцу Ларину, подвывая и заламывая руки. — Отстраняешься от патриотизма, значит, чужой». В качестве оппонента Лариной он привлекает не какую-нибудь Потупчик, а саму Анну Ахматову. Она, в отличие от антипатриотки Лариной, еще в 1917 году писала про голос, что звал ее утешно и говорил: «Оставь Россию навсегда». Но нет, не предала Родину Ахматова, осталась с ней навсегда, и Родина, как мы помним, щедро отплатила своей верной дочери ответной любовью и благодарностью, но об этом Дмитрий Киселев публике не сообщает. Зато выступление Лариной характеризует и как манифест антипатриотизма, и как «эпитафию завершающему широкую поступь по стране» телеканалу «Дождь» — мочить так мочить всю «дрянь» разом, если уж так удачно одно к одному подверстывается.
Впрочем, в то же самое время журналисты «завершающего широкую поступь по стране» «Дождя» Юлия Таратута и Тихон Дзядко встречались в Санкт-Петербурге с теми самыми блокадниками, которых в самое сердце поразил кощунственный опрос телеканала: «Надо ли было сдать Ленинград немцам, чтобы избежать сотен тысяч жертв?» В очередной раз извинившись за неловкость формулировки вопроса, молодые ведущие предложили блокадникам высказывать свои обиды и претензии прямо им в лицо. «Да, — признает первая выступающая, — меня это задело». «Да, — говорит другая, — надо думать о чувствах людей, прежде чем говорить». Но вот встает третья: «У меня никакого зла на вас нет. Давайте простим «Дождь» и не будем участвовать в этой всеобщей травле и вакханалии». Потом четвертая: «После того как вас отключили, я подписалась на ваш канал в интернете». А следом и остальные наперебой принялись утешать «кощунников», чей канал, по их солидарному мнению, так выгодно отличается от главных федеральных каналов с их единообразием взглядов и мнений.
В общем, подкачали блокадники-ветераны, как подкачал и питерский режиссер Александр Сокуров, тоже спевший не в общем хоре. «И опять моя Родина в окопах, опять проклятья, фронтовые действия, злобные речи, — написал он в открытом письме президенту Путину, защищая «Дождь». — Охватывает отчаяние, когда приходится видеть политические программы федеральных каналов. Вполне официальные лица призывают жечь людей, дискриминировать, выгонять, убивать. Инакость официально признается преступлением».
Не уверена, что ему, наивному, ответит президент, но почти убеждена, что Дмитрий Киселев точно своего не упустит. Предлагаю опять-таки стихами Владимира нашего Владимировича: «И тот, кто сегодня поет не с нами, — тот против нас». Коротко и со вкусом.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»