Олег Буклемишев , директор Центра исследования экономической политики МГУ
Государство обрекает малый и средний бизнес на ежедневную безнадежную борьбу со своими слугами в погонах и без, а также постепенно лишает льгот, а на сэкономленное создает «институты развития» малого и среднего бизнеса
Есть такая примета — как только возникают проблемы с экономикой, в правительстве вспоминают про важность малого предпринимательства и его всемерной поддержки. Так и на этот раз: забурлили совещания, посыпались проекты.
Звучало, в частности, предложение выделить на долгосрочные кредиты под инвестпроекты малого и среднего бизнеса до 100 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния. Но, похоже, не прошло: в этом оказались недостаточно заинтересованы крупные банки, отвечающие необходимым критериям надежности: слишком уж мал навар между предельной величиной кредитной ставки (10%) и стоимостью ресурсов Фонда (прогнозная инфляция +1%, то есть 6,5% годовых).
Остался невостребованным на рынке и формат оказания господдержки через дочку Внешэкономбанка «МСП Банк»: за год было предоставлено всего девять гарантий субъектам среднего предпринимательства на общую сумму 1,06 миллиарда рублей (или 2,7% от потенциального объёма). Заметим, что подавляющая часть этой суммы была спешно освоена в декабре 2013 года — по-видимому, из опасения не выполнить годовую разнарядку.
Зато правительство считает успешной поддержку малого и среднего бизнеса через региональные гарантийные организации, действующие сегодня в 80 субъектах федерации: с помощью их поручительств было привлечено 37 тысяч займов на сумму свыше 230 миллиардов рублей. Но на самом деле это довольно скромная сумма — менее 1% общего объема кредитования нефинансового сектора в стране. Нельзя сказать, что все эти займы без госгарантий вообще не были бы выданы — просто банки, которые обычно являются основными выгодоприобретателями подобных схем, выгодно захеджировали свои риски за счет бюджетных средств. Явно приукрашены и показатели возвратности кредитов: по мере ухудшения экономической ситуации участятся дефолты и по гарантиям придется платить.
В итоге обсуждений правительство двинулось по накатанной за последние годы дорожке: по всей видимости, будет создан новый «институт развития», Агентство кредитных гарантий, которое должно стать «единым координирующим центром национальной системы гарантийных организаций».
Такое решение довольно привлекательно для чиновников сразу с нескольких точек зрения.
Во-первых, появляется хороший повод унять лишнюю вольницу и причесать под единый стандарт разношерстную братию региональных гарантийных контор, что удобно для многофилиальных (прежде всего государственных) банков.
Во-вторых, с госструктур снимается непосредственная ответственность за результат: их тылы надежно прикрыты пирамидой ни за что не отвечающих юридических лиц.
В-третьих, нет нужды разбираться с причинами неэффективности уже действующих в данной сфере «институтов развития».
Наконец, создаются непыльные и хорошо оплачиваемые рабочие места, которыми можно распорядиться с умом (кстати, поменьше бы таких теплых мест в центре и на местах — гораздо больше талантливых людей предпочитали бы рисковать, занимаясь столь важным для страны малым бизнесом).
Налогоплательщик же может смело распрощаться с 30, а то и 50 миллиардами рублей, которые планируется отправить на капитализацию нового института. Ведь подобные организации довольно быстро забывают про интересы и установки государства и начинают играть по своим правилам (так, по оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», половину совокупного объема гарантированных государством кредитов малому бизнесу в 2012 году выдали предприятиям торговли, несмотря на действующее 20-процентное ограничение их доли). Со временем «институты развития» обрастают клиентелой, формальными и неформальными обязательствами, политическими связями. Опыт показывает, что единожды созданную на бюджетные деньги организацию, сколь бы неэффективной и даже вредоносной она ни была, закрыть уже невозможно (в самом крайнем случае, ее перепрофилируют или вливают в состав другой аналогичной конторы).
Вот и получается: государство обрекает малый и средний бизнес на ежедневную безнадежную борьбу со своими слугами в погонах и без, а также постепенно лишает льгот, а на сэкономленное создает «институты развития»… малого и среднего бизнеса.
Поэтому в последнее время уверенно у нас растут только госструктуры. Вряд ли это лучший рецепт по выходу из стагнации.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»