На «стрелке» Путина с европейцами говорили о разных судьбах Европы
Никто не знает, что именно и в каком тоне сказали друг другу главные участники саммита ЕС-Россия во вторник в Брюсселе. Самого необычного за двадцать лет отношений
Никто не знает, что именно и в каком тоне сказали друг другу главные участники саммита ЕС-Россия во вторник в Брюсселе. Самого необычного за двадцать лет отношений
Владимира Путина в вип-подъезде штаб-квартиры Европейского совета встретили его председатель Херман Ван Ромпей и глава исполнительной коллегии ЕС Жозе Мануэл Баррозу. По натянутым улыбкам было понятно, что ничего радостного они друг от друга не ждали. Поднявшись на восьмой этаж, троица закрылась в комнате в присутствии только переводчиков. Даже Лавров, Ушаков, Шувалов, Песков и другие члены российской делегации остались «курить» за дверью.
Можно предположить, что «там» разговор шел без дипломатических излишеств. Встреча в узком составе продолжалась без малого полтора часа, после чего делегации России и ЕС в полном составе сели обедать.
Главной целью саммита, урезанного по времени, программе и составу, было понять, кто как оценивает статус-кво и что собирается делать дальше.
В отношениях между Россией и ЕС сложилась странная ситуация. С одной стороны, растут объемы взаимной торговли и инвестиций, российский газ греет Европу, почти как норвежский, россияне миллионами в год ездят в страны Старого континента, а европейцы, хотя и меньше, в Россию. Они вместе борются против терроризма и морского пиратства, пытаются замирить сирийцев и нейтрализовать иранскую ядерную программу. Но не могут выполнить ни один из громких проектов «стратегического партнерства».
Десятилетиями кочуют из повестки дня одного саммита в программу следующего одни и те же темы: визы, протекционизм, плата за перелеты самолетов ЕС через Сибирь, антимонопольные меры ЕС против Газпрома, партнерство для модернизации... Постоянно тлеют и вспыхивают раздражители из области прав человека, гражданских свобод, понимания общих ценностей и государственного суверенитета. Даже о новой правовой базе своих отношений ЕС и Россия не могут договориться уже семь лет: до сих пор действует соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года, срок которого истек в 2007 году.
Глава исполнительной коллегии ЕС Жозе Мануэл Баррозу, чей второй мандат истекает в нынешнем году, объясняет странное партнерство непониманием друг друга. Он даже обратился к Достоевскому, у которого европейцы традиционно ищут ответы на загадки русского характера. Мол, многие несчастья происходят на земле из-за недопонимания и недосказанности, вольно процитировал он английский перевод классика.
Собственно, с целью пробить крепнущую стену недопонимания и отчуждения европейцы организовали столь необычный саммит, больше похожий на «стрелку» с выяснением отношений в узком кругу за закрытыми дверями. Без этого трудно решать какие-либо конкретные проблемы: виз, нового базового соглашения, строительства общих пространств, партнерства для модернизации и других зависших проектов. О них на этот раз даже не говорили, разве что перечислили «через запятую», а разговор отнесли на лето. И то«если к тому времени сложатся условия» (Баррозу). «Соглашение о партнерстве с Россией остается отдаленной перспективой, и трудно представить себе конкретный прогресс до июньского саммита (в Сочи)», - прокоментировал итог брюссельской встречи в верхах депутат Европарламента Вернер Шульц.
Президент Путин, министр Лавров и российские дипломаты настойчиво твердили, что этот саммит не об Украине, а об отношениях Россия-ЕС. Но он был как раз об Украине, потому что в украинских событиях отразились глубокие причины превращения в безнадежный долгострой проектов сотрудничества между Россией и объединенной Европой. Даже если сами эти проекты не имеют отношения к Украине. Корень взаимного отчуждения - в разных взглядах на экономическую модель и человеческие ценности, на будущую интеграцию в Европе и на постсоветском пространстве.
Об этом говорит и сухой остаток саммита: единственное принятое на нем решение – это начать экспертные консультации о Восточном партнерстве, о том, как соглашения об ассоциации и свободной торговле ЕС с Украиной, Молдавией и Грузией повлияют на Россию. Путин и его команда утверждают, что они нанесут вред российской экономике, его собеседники Ван Ромпей и Баррозу доказывают обратное.
Высказанная на заре президентства мечта Путина о едином экономическом и гуманитарном пространстве от Лиссабона до Владивостока может, по словам Баррозу, стать явью. Но в отдаленной перспективе и при определенных условиях. Интеграция всего континента не может произойти быстро, поэтому надо идти шаг за шагом. И проект под названием «Восточное партнерство», на который Москва смотрит со скепсисом, раздражением и недоверием, по мнению Брюсселя, как раз и есть первый шаг к достижению стратегической цели.
Восточное партнерство, которое охватывает не только Украину, Молдавию и Грузию, но номинально также Армению, Азербайджан и даже Белоруссию, не направлено против кого-либо. По словам брюссельских собеседников Путина, это не «проект против», а «проект за». За улучшение жизни в странах-соседях ЕС, что благотворно скажется и на России.
Ван Ромпей напомнил, что 1990 году уровень жизни был одинаковым в Польше и Украине, а сегодня в Польше втрое выше, чем на Украине.
Справедливости ради надо отметить, что это сравнение не без лукавства. У Польши был мощный стимул: ей твердо обещали, что ее примут в союз при выполнении поставленных условий. Иначе бы поляки не надрывались. Такой же стимул был и у других новичков ЕС. Президент Эстонии Илвес в свое время признался, что его страна вряд ли смогла бы выполнить тяжелые условия Брюсселя и терпеть тяготы, не будь перед ней перспективы стать Западом.
Европейские политики не смогли договориться о том, чтобы обещать Украине, Молдавии и Грузии «европейскую перспективу» в смысле приема в ЕС. С одной стороны, все понимали, что бесконечное расширение ЕС нереально. С другой, все видели, что именно перспектива приема в ЕС была стимулом, позволившим изменить Центральную Европу.
Текст соглашения об ассоциации ЕС с Украиной – это облегченный вариант текста, предложенного Норвегии, которая после отказа норвежцев вступать в ЕС, осталась с ним в едином экономическим пространстве. Но где Норвегия и где Украина с Молдавией?
По выражению одного брюссельского эксперта, если ЕС как архитектор построил здание (Восточного партнерства) с заведомо непрочным фундаментом, то Путин легко сыграл роль его разрушителя. До момента его последнего возвращения в Кремль не было заметных трений между ЕС и Россией по поводу Восточного партнерства, хотя Москва с самого начала ревниво смотрела на запущенный в 2009 году проект. Но потом отношение резко изменилось: обещанный Путиным Евразийский союз стал внешнеполитическим приоритетом России.
Насколько могут быть совместимы два интеграционных процесса? На пресс-конференции по итогам саммита Путин допустил, что могут. И предложил хозяевам встречи "изучить возможность формирования зоны свободной торговли" между ЕС и создаваемым Россией, Белоруссией и Казахстаном Евразийским экономическим союзом. Европейцы ничего определеного не ответили. Сначала посмотрят, что будет из себя представлять этот союз.
Стороны остались при своих мнениях о том, кто и как давил на Украину и вмешивался в ее внутренние дела. Брюссель осуждает насилие как со стороны властьей, так и со стороны демонстрантов в Киеве и считает нормальными поездки туда своих высокопоставленных эмиссаров, которые разговаривают как с Януковичем, так и с «майданом» в поиске выхода из кризиса. Российское руководство осуждает это как вмешательство и играет стороннего наблюдателя, для которого государственный суверенитет превыше всего.
Путин заявил, что соглашение с Украиной, по которому ей дается кредит в 15 миллиардов долларов и поэтапно снижается цена российского газа, не будет пересмотрено, даже если к власти придет оппозиция. Мол, это кредит не правительству, а народу Украины.
Но главной новостью стало его признание, что он ничего Украине не «дарил». Условия четко обговорены с теперь уже бывшим премьером Украины Азаровым. Важно, чтобы украинская экономика была конкурентоспособной и Россия со временем получила обратно свои деньги, заявил Путин.
Россия одна дала Украине столько денег, сколько предлагал весь Международный валютный фонд, с гордостью подчеркнул президент.
Напомним, что как раз жесткие условия кредита МВФ стали поводом для отказа правительства Азарова от соглашения с ЕС, из-за чего провалился вильнюсский саммит и вспыхнул «майдан».
Но если МВФ ставил перед Киевом макроэкономические условия, требовал от украинцев пожить по средствам и до боли затянуть пояса, то условия «братской помощи», выставленные Кремлем, трудно не назвать политическими. МВФ отвечает перед пайщиками, а решения Кремля волевые.
Требования МВФ для украинцев непосильны, но и Россия поставила свои, раскрыл «кухню» соглашения с Киевом первый вице-премьер Шувалов. Они не зафиксированы жестко на бумаге, но остались в записи бесед (естественно, непубличной). Россия не будет пересматривать соглашение в случае смены правительства Украины, если...
«Если правительство Украины будет заинтересовано в кооперации с российской промышленностью, развитии наших экономических отношений и будет придерживаться целей структурных реформ, мы будем эту повестку поддерживать, такое правительство поддерживать будем», – сказал Шувалов.
Главный вопрос в том, сможет ли Россия осознать, что ее экономическая модернизация требует общего экономического пространства с ЕС. Нынешний курс на вовлечение Украины в Таможенный союз может привести к тому, что экономики двух стран, находящиеся в катастрофическом состоянии в смысле конкурентоспособности (нефтегазовые доходы не в счет), будут взаимно подпитывать свои худшие стороны.
Может быть, 32-й саммит Россия-ЕС стал более результативным, чем другие встречи в верхах, на которых стороны рутинно ставили галочки против обсужденных в надцатый раз проектов сотрудничества. Это была попытка хотя бы понять друг друга. Пусть даже стороны, очертив свои позиции, остались при своем...
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»