Сюжеты · Общество

Принуждение к миру

Жизнь в Израиле течет так, будто война идет за тысячи километров отсюда

Елена Шафран , специально для «Новой», Израиль
Жизнь в Израиле течет так, будто война идет за тысячи километров отсюда
Безопасность — это «среда обитания» израильтян, и суровые меры по ее обеспечению их не пугают, а, напротив, дают чувство защищенности.
Если вы проходите в любую гостиницу, магазин, торговый центр через металлоискатель, если на въезде на парковку охранник подозрительно вас оглядывает и проверяет багажник автомобиля — значит, вы в Израиле.
Даже архитектура страны основана на оценке рисков и уникальном понимании, каким образом их можно предотвратить. Комнаты безопасности, бомбоубежища, удобные входы и выходы. Государство тратит деньги не только на физическую безопасность, но и на развитие информационных технологий в этой области.
Часто они становятся предметом экспорта и международного сотрудничества. Программы, разработанные в Еврейском университете в Иерусалиме и в Институте Вайцмана, например, способствовали быстрому раскрытию прошлогоднего теракта в Бостоне: израильская система анализа видеоматериалов помогла полиции в течение нескольких минут получить изображение подозреваемых и восстановить точную картину того, что происходило в минуты теракта и сразу после него.
Сорок два года прошло со дня теракта против израильских спортсменов в Мюнхене. Тот день можно считать началом создания израильских спецслужб.
Первый принцип, сформулированный тогда премьер-министром Израиля Голдой Меир: не идти на уступки террористам, а уничтожать их в любом месте, любым способом. Дальнейшая история известна: все участники террористической акции в Мюнхене были убиты в течение нескольких лет.
Через два года после Мюнхена, 15 мая 1974 года, в израильской школе «Маалот» трое вооруженных террористов захватили несколько десятков учителей и школьников. Итог операции: все экстремисты уничтожены. Но погибли 25 заложников; в том числе — 21 ребенок. После этой трагедии и были созданы специальное антитеррористическое подразделение полиции «Яамам» (аналог нашей «Альфы») и специальные отряды израильской армии для борьбы с террористами «Подразделение 269» и «Д 4». Бойцов готовили по специальной, интенсивной методике инструкторы и специалисты по антитеррору из Великобритании и США.
Все израильские отряды специального назначения делятся на три группы: «штурмовые», «обеспечивающие» и «вспомогательные». «Штурмовые» непосредственно уничтожают террористов и освобождают заложников. Их в Израиле три: «Яамам» в составе национальной полиции и два отряда в Армии обороны Израиля — «Сайерет маткал» и «С 13». Каждое из них «закрывает» свою территорию ответственности: «Яамам» отвечает за проведение операций на территории Израиля, «Сайерет маткал» — за его пределами, «С 13» — на море (это «коммандос» ВМФ, подводные пловцы).
«Яамам», в котором служат лучшие профессионалы, находится в постоянной готовности 24 часа в сутки. В их распоряжении вертолеты, военная техника и тройной комплект оружия и снаряжения на каждого бойца. Один из них заранее загружен в вертолеты, другой — в микроавтобусы, а третий используется для тренировок. Штурмовой отряд прибывает на место теракта не позднее чем через 15 минут после получения команды.
В 1992 году генеральный штаб Армии обороны Израиля впервые публично рассказал о деятельности специальных подразделений «Мистаравим», что в переводе с иврита значит — «Стать арабом». Эти диверсионные группы, проникающие на вражескую территорию, укомплектовываются военнослужащими-срочниками. Они изучают арабский язык и приемы рукопашного боя, историю и обычаи арабов, психологию их поведения.