Сюжеты · Культура

Культурная память? К ликвидации!

Что и зачем уничтожает Указ о ликвидации агентства РИА Новости?

Что и зачем уничтожает Указ о ликвидации агентства РИА Новости?
Российская книжная палата ликвидируется, а «закрепленное за ней на праве оперативного владения имущество» передается ИТАР-ТАСС, дабы ИТАР-ТАСС обеспечивал впредь соблюдение закона «Об обязательном экземпляре документа». Тут политической подоплеки быть не может: Книжная палата — институция предельно мирная и деятельная, признанная (до сего момента) всеми властями России, начиная с 1727 года.
Тут, кажется, причина ликвидации — непродуманность. Или — то самое «закрепленное имущество». Имущество в оперативном управлении у Книжной палаты лакомое, включая помещения на Кремлевской набережной. И как всегда, когда появляются необъяснимо некомпетентные решения, начинаешь думать: не в том ли дело? Или режим государственной экономии рассчитывает выправить бюджет Отечества за счет увольнения 730 сотрудников РКП?
РКП ведет государственную библиографию и статистику печати, получает в законодательном порядке 16 обязательных экземпляров любой печатной продукции, изданной в России, и пополняет ею фонды ведущих библиотек страны. Введен этот порядок Екатериной II в 1780-х и до сей поры нарушался трижды — в 1905-м, в годы Гражданской войны и в начале 1990-х. Книжная палата выпускает море библиографических указателей, ведет трудоемкую летопись журнальных статей, выходящих в России, разрабатывает государственные стандарты в сфере книгоиздания, является национальным агентством ISBN — то есть определяет для каждой новой книги ее регистрационный номер во всемирном реестре книжных изданий.
Палата хранит Государственный архив печати России: обязательные экземпляры всей периодики, вышедшей в России с 1917 года на русском языке.
Все это — огромная работа! (По числу выпускаемых изданий постсоветская Россия перевалила за 100 000 названий в год.) А скрупулезная, ежегодно публикуемая статистика Книжной палаты позволяет проследить, как самым читаемым автором стала Донцова, а Толстой и Достоевский ушли в конец «первой сотни». Это ценнейший индикатор состояния умов в стране.
Как с этими высокопрофессиональными занятиями и огромным объемом работы будет справляться ИТАР-ТАСС? А ведь в указе от 9 декабря функции Книжной палаты даже не названы — за исключением «Закона об обязательном экземпляре».
На сайте www.pro-books.ru начат сбор подписей под обращением к президенту России В.В. Путину с просьбой отменить решение о ликвидации Книжной палаты.
Тем же указом 9 декабря один из крупнейших в мире медиаархивов Гостелерадио-фонд — полтора миллиона единиц хранения киновидеоматериалов, звукозаписей и фотоматериалов, отражающих историю, культуру и искусство России ХХ века, — лишили самостоятельного статуса, присоединив к ВГТРК (ГТРФ с июля этого года уже возглавляет экс-руководитель телерадиофонда ВГТРК Сергей Волков).
Указом президента Ельцина от 15 января 1998 года Гостелерадиофонд включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Его собрание формировалось десятилетиями. История и культура, политика и наука, архитектура и природа — на кинопленке, видеоленте, в звукозаписях и фотографиях, от минутного телевизионного сюжета до сериала, от документальной записи до пространных художественных полотен.
На сайте Гостелерадиофонда обозначены его главные партнеры: Первый канал, ВГТРК, ТВЦ, НТВ, «Культура» и другие компании. Все они были обязаны — на основании приказа Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям — сдавать в Гостелерадиофонд на госхранение эфирные копии и аудиоматериалы.
Кроме того, после ликвидации РГТРК «Останкино» имущественные права РФ на телерадиопродукцию, созданную организациями Гостелерадио СССР и по их заказу, были закреплены за Гостелерадиофондом. Значит, ВГТРК становится новым обладателем всех «наследственных прав» на телевизионный контент, созданный в стране?
Но странно представить себе, как телепроизводители от НТВ до ТВЦ длинной вереницей стоят в очередь, спеша сдать произведенные «телепродукты» на хранение и использование в ВГТРК…
Кажется, в стране становится все меньше хранителей и все больше «пользователей».
P.S. На главной странице сайта Гостелерадиофонда цитируют Марлена Хуциева, сокрушающегося в интервью «Новой» об обществе, которое погубила корысть: «Зарабатывание» стало генеральной, ключевой, всепоглощающей идеей. Но ведь не хлебом единым, есть много другого, во имя чего живешь. Корысть — ржавчина, разъедающая изнутри».
Комментарии
Наум Клейман:
— По-моему, это в корне неправильное решение. Потому что архив — это уникальная самостоятельная организация. Не случайно наши киноархивы: Красногорский, Госфильмофонд, также владеющие необъятными «библиотеками», — не были подчинены ни Госкино, ни иным ведомствам.
Архив — это и особый режим хранения, и собирательство, и научная работа — а не просто «расходный материал».
Да ведь ВГТРК просто не справится со всем объемом работы, не сумеет нормально содержать и развивать архивное собрание. Так что, полагаю, решение это спешное и неправильное с точки зрения хозяйствования, стратегии и политики, а главное — интересов культуры.
Вера Байдак, директор издательства "Октопус":
— Я сильно подозреваю, что деятельность РКП с советских времен претерпела очень мало изменений, и не учитывает современного уровня технологий. Продуманные реформы, конечно, пошли бы РКП на пользу. Но рубить под корень, передавать функции организациям совсем другого профиля, далекой от вопросов книгоиздания, авторского права, библиотечного дела - выглядит не продуманным решением. Как издатель, я, видимо, сталкиваюсь далеко не с полным спектром функций РКП, но вот о чем хочется сказать: Присвоение блоков ISBN издательствам, регистрация новых издательств. Да, издатели давно научились пользоваться интернетом и сами прекрасно разбираются с получением новых номеров ISBN. Но это не означает, что там не нужно представлять интересы страны, и регистрировать там новые издательства. Распределение и систематизация обязательных экземпляров – функция необходимая с разных точек зрения, важная отнюдь не только для комплектации библиотек. В этом качестве РКП выступает еще и гарантом соблюдения авторского права в нашей стране. Любой автор может написать запрос о публикациях и тиражах его произведений и получить официальный ответ. Это очень важно и совсем не просто технически. Возможно, эту систему можно сделать более прозрачной, автоматизированной, общедоступной. Но вряд ли это может быть сделано без понимания ее сути.
Павел Подкосов, генеральный директор издательства "Альпина нон-фикшн":
— Ликвидации «Российской Книжной палаты» вызывает массу вопросов. Во-первых, непонятна мотивация уничтожения вполне работоспособного государственного учреждения. Во-вторых, что дальше? Кто станет провайдером системы ISBN для российских издателей? Кто возьмёт на себя функции госархива печати РФ, выпуск библиографических указателей, сбор статистики и публикацию крайне важных годовых отчётов книжного рынка России? Да, и, в-третьих, причём здесь ИТАР-ТАСС и ВГТРК? Передача функции сбора обязательных экземпляров РКП этим медиа корпорациям выглядит более, чем странной. На фоне закрытия РИА Новости всё это выглядит как зачистка.