Интересно, с какой конечной целью оптимизируют российское здравоохранение и образование
1 декабря в Новопушкинском сквере состоялся митинг целого ряда отраслевых профсоюзов: «Учитель», «Студенческое действие», «Университетская солидарность», «Новые профсоюзы» и другие. Выступали ученые, студенты, учителя, врачи, родители. Главное требование — прекратить развал образования, здравоохранения, науки.
Ученые говорили о том, что определять эффективность науки в терминах «польза — прибыль» неправомерно. Наука выполняет цивилизационную функцию, влияя на интеллектуальное и нравственное поле общества в целом.
Под лозунгами — «На его месте может оказаться любой», «Белыми нитками шьется черное дело» — выступили учителя Образовательного центра № 1601 в защиту педагога Дмитрия Лубнина. Социальный педагог, кандидат наук, увлеченный своей работой, 30 октября был осужден на 4,5 года за педофилию. «Мы должны помочь ему и сделать все, чтобы правосудие осталось правосудием» — такова задача педколлектива. Учитель информатики Матвей Рогачев сказал, что сегодня учитель находится на минном поле. Быть учителем опасно. Одного-двух заявлений достаточно, чтобы сесть на нары. Доказательств вины не требуется.
— Он шел на суд в белой рубашке. Был уверен, что будет оправдан и еще успеет провести в этот день классный час. И оказался в белой рубашке у параши в СИЗО. Все наши свидетельства определяются как голоса «заинтересованных лиц».
Всеволод Луховицкий (член совета профсоюза «Учитель») рассказал о Кострецкой школе Тверской области, где не только учителя и родители, но все село встало на защиту школы как единственного гаранта жизни села. Упорная, целенаправленная борьба дала свои результаты. Районная администрация не просто согласилась с требованиями сельских жителей, но и готова взять на себя ответственность по организации строительства школы. Этот прецедент свидетельствует, что гражданское общество и власть могут (и должны!) пойти навстречу друг другу.
Выступление депутата Государственной думы Олега Смолина было встречено аплодисментами. Он точно обозначил все возможные последствия для страны тех реформ, которые проводятся в социальной сфере. «Экономить на школах — разориться на тюрьмах» — этот тезис Олега Смолина скандировала протестующая площадь. Грозящее массовое увольнение учителей приведет к безработице и непосильной нагрузке на тех, кто еще останется в школе.
Подвергся критике и мониторинг высших учебных заведений, не учитывающий научный потенциал вуза.
Реформа Академии наук ставит крест на будущем России — этот диагноз академика Жореса Алферова в изложении Олега Смолина был подтвержден реальными фактами.
Медики говорили о сокращении не только коечных мест, но и целых больниц. Достаточно сказать, что уже в упомянутом Кострецком сельском поселении нет даже фельдшера.
Родители с тревогой говорят о ликвидации и сокращении надомного обучения. Из четырнадцати учреждений подобного типа осталось восемь. Возникал и вопрос о прописочном цензе. Если у вас нет постоянной московской регистрации, если вы не представляете интерес как московский электорат, — ваши дети останутся без школьного образования и без детского сада. Об этом поведал один из родителей, отец двоих детей.
Иногда чиновники говорят прямо: да, закон нарушен, но сделать ничего нельзя. Национальные институты защиты прав граждан оказываются исчерпаны. К нарушению прав граждан относится и коммерциализация социальных услуг в сфере медицины и образования.
Доминанта митинга — поиски средств принуждения власти к соблюдению конституционных норм. Поиски эффективных форм объединения разных отраслевых профсоюзов: прутики, сложенные в одну вязанку, — переломить нельзя.
Обнаружилась любопытная тенденция: в некоторые общественные объединения, достаточно известные и успешные, внедряются чуть ли не на руководящие посты люди, проводящие провластную политику. Ведущей была мысль о том, что есть проблемы (ЖКХ, медицины, образования и так далее), которые носят не узкопартийный характер, а являются общенациональными задачами. А потому при решении этих задач надо забыть, кто правый, а кто левый.
Аналогичные митинги состоялись в 11 городах России.
После митинга мне повезло: с группой учителей, студентов и вузовских преподавателей мы вели беседы о вариантах решения поднятых проблем. И мне, старому учителю, показалось, что, возможно, это поколение не упустит свой исторический шанс повлиять на развитие страны.
P.S.Первые узники Соловецких лагерей, оставившие свои свидетельства (1926—1928 гг.), считали, что главный вопрос — определить, «какова основная задача, преследуемая советскими местами заключения». Вот мне интересно: какова основная задача всех нынешних реформ в социальной сфере? Лукавый термин «оптимизация» решительно ничего не объясняет.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»