Музыкальная история последних 50 лет и текущий момент глазами участников
В фильме Никиты Васильева «Песни протеста» три главных рассказчика — Василий Шумов, Александр Липницкий и Артемий Троицкий. В мае прошлого года они придумали «Белый альбом», в котором собрали песни исполнителей, выступающих против закручивания гаек и политических репрессий.
В создании альбома приняли участие уже более 400 коллективов, но в фильме речь не об этом — авторы пошагово восстанавливают историю протестной музыки и пробуют угадать, какие формы она может принять в будущем.
Артемий Троицкий объясняет: все, строго говоря, началось с «Марсельезы» и «Варшавянки», но самостоятельное значение песни протеста обрели в начале XX века. Их звучание менялось, и рок 60-х имел мало общего с революционными маршами, однако функция сохранилась — дать голос тем, у кого отняли право на высказывание. Обычно такая музыка злободневна и прямолинейна, но помнят и продолжают слушать то, что, помимо правозащитного месседжа, предлагает твердую и эстетически безупречную модель поведения.
Герои фильма вспоминают Вудсток, много говорят о советских бардах и русском роке, и все же смотреть «Песни протеста» стоит по другой причине. Фильм оживляет музыкальную историю последних 50 лет, и от сравнений той эпохи с текущим моментом не уйти. Если раньше реальность требовала от художника непосредственного участия в событиях (желательно с оружием в руках, как призывал Годар), и нужно было немалое мужество для того, чтобы оставаться на территории эстетики, то сегодня вопрос стоит иначе: делай хоть что-нибудь, только не скатывайся к полному и безоговорочному соглашательству. Какими законченными пацифистами выглядели Леннон и Джоан Баэз на фоне Че, «Черных пантер» и RAF, и какой бешеной смелостью и свободомыслием сегодня кажется любое, даже самое робкое несогласие с властью.
«Они тоже называют себя пацифистами, — говорит в фильме лидер группы «Телевизор» Михаил Борзыкин о музыкантах, не реагирующих на современные проблемы. — Но у них какая-то путаница с терминологией: это называется приспособленчеством».
«Когда мы пригласили в «Белый альбом» Г-ского, — рассказывает Александр Липницкий, — он сказал: «Ребята, я сейчас на Первом канале, мы всем довольны». А Макаревич, пытавшийся год назад повлиять на власть личными обращениями, кажется, отчаялся и в этом году дал в альбом свою новую песню «Крысы».
После показа фильма в Библиотеке Эйзенштейна Никита Васильев говорил, что фильм сделан без бюджета на голом энтузиазме: «Это не фильм. В нем нет конфликта, мало хроники… Если появятся средства, мы хотим расширить его до 4 серий: западные исполнители, барды, отечественный рок и протестная музыка сегодня».
Премьера «Песен протеста» состоялась на телеканале «Совершенно секретно» 17 ноября. Скоро фильм появится на сайте канала.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»