Сюжеты · Политика

«Справедливость для Сергея Магнитского»

В Брюсселе создана Межпарламентская группа

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
К выходу в свет книги журналистки Елены Серветтаз «Почему Европе нужен свой список Магнитского: должен ли ЕС последовать США» приурочено создание Межпарламентской группы «Справедливость для Сергея Магнитского».
К выходу в свет книги журналистки Елены Серветтаз «Почему Европе нужен свой список Магнитского: должен ли ЕС последовать США» приурочено создание Межпарламентской группы «Справедливость для Сергея Магнитского».
По сути, это международная комиссия с участием законодателей 21 страны, цель которой — добиться международных санкций против российских чиновников, причастных к смерти юриста Сергея Магнитского.
О ее официальном учреждении объявили в среду в брюссельской штаб-квартире Европарламента несколько европейских парламентариев и их коллег из Канады, Норвегии и Исландии.
Елена Серветтаз с самого начала освещает «дело Магнитского» в российских и европейских СМИ. Журналистскую карьеру она начинала в программе «Свобода слова» Савика Шустера на НТВ.
В предисловии к книге, сборнику интервью с более чем 50 политическими и общественными деятелями из России (их больше всех), Америки и Европы, Елена вспоминает слова отца, сказанные в августе 1991 года: даже один человек может изменить ход событий.
Их взял за эпиграф Межпарламентской группы ее инициатор — канадский парламентарий, бывший министр юстиции и бывший генеральный прокурор Канады Ирвин Котлер. В прошлом как адвокат он защищал Натана Щаранского и Нельсона Манделу, встречался с Андреем Сахаровым.
«Если Россия не может провести прозрачное, беспристрастное расследование дела Магнитского, то надо вне России обеспечить справедливость в отношении Сергея и наказать виновных в его гибели», — поставил целью своей комиссии канадский депутат.
«Список Магнитского» принят в США. Он запрещает въезд его фигурантов в Штаты и замораживает там их активы. В Европе кампания за принятие аналога такого списка зашла в тупик. В отличие от конгресса США, Европарламент не может инициировать законы ЕС, а может только одобрять или не одобрять их. Законы принимает Совет ЕС, который состоит из представителей правительств стран — членов союза.
У правительств часто «реальполитик» преобладает над ценностями и моралью. Представительница литовского депутата сообщила, что новое правительство Литвы исключило «список Магнитского» из приоритетов своего председательства в ЕС, видимо, чтобы лишний раз не злить Москву.
Тем временем фигуранты «дела Магнитского» свободно ездят в Европу, проводят досуг на Лазурном Берегу, держат там свои семьи, учат детей и, предположительно, прячут наворованные у российских налогоплательщиков деньги.
У членов группы есть варианты возможных действий в Европе, даже на случай если Совет ЕС не примет «список Магнитского».
Например, Европарламент может не ратифицировать нового соглашения о визовом упрощении с Россией, которое предусматривает в числе прочего безвизовый въезд в ЕС 15 тысяч российских чиновников, обладателей «синих» служебных паспортов. Соглашение может быть подписано на саммите ЕС–Россия с участием Путина и подано на ратификацию в Европарламент.
Есть и другие идеи. Например, внести имена российских чиновников в список невъездных в одну или несколько стран Шенгенского пространства. Тогда они автоматически становятся невъездными во все страны Шенгена.
Есть и совсем оригинальные идеи. Например, назвать именем Магнитского улицы, на которых стоят посольства или консульства России. Так сделали в свое время американцы, назвав именем Сахарова улицу в Вашингтоне...