Юрий Батурин , член-корреспондент РАН, летчик-космонавт РФ
Фото: «Новая газета»
Ушел из жизни Саша Серебров, Сан Саныч, как подчеркнуто упрощенно, но и уважительно к нему обращались многие, кто с ним работал. Летчик-космонавт СССР, четыре раза работавший на орбите. Космонавт 1 класса. Герой Советского Союза.
Ушел из жизни Саша Серебров, Сан Саныч, как подчеркнуто упрощенно, но и уважительно к нему обращались многие, кто с ним работал. Летчик-космонавт СССР, четыре раза работавший на орбите. Космонавт 1 класса. Герой Советского Союза. Кандидат технических наук. Диссертация «Проблемы тепловой защиты пилотируемого космического корабля, входящего в атмосферу Земли после облета Марса». Почетный профессор московского Физтеха.
Дети. Физика. Космос. Три главные темы в его жизни.
Внешность у десятиклассника Сереброва сложилась героическая, как он сам говорил, даже плакатно-героическая. Такая, что его даже отбирали для кинопроб. Но он предпочел физику, поступил в Московский физико-технический институт, на Физтех. Но с экраном не расстался. Студентом Физтеха вел по телевидению физические олимпиады, нравилось ему работать со школьниками. Знал аудиторию, чувствовал ее, понимал, как с ребятами разговаривать. И телеолимпиады, действительно, оказались интересными. Помимо этого, возглавлял лагерь трудновоспитуемых детей в Долгопрудном. Ездил вожатым в пионерлагеря.
А призвание он видел в космонавтике. Шел к ней целенаправленно, упорно преодолевал возникающие трудности. И добился. В нем был талант инженера-физика, и он отточил его, доведя до внеземных высот профессию бортинженера космического корабля. Он чувствовал состояние борта станции, как своего организма, мог предвидеть отказы и нештатные ситуации, находил нестандартные варианты выхода из них. Его называли космическим Кулибиным.
Выполнил десять выходов в открытый космос, что долгое время оставалось рекордом. Ему доверили первые летно-конструкторские испытания автономного средства для передвижения космонавта. Он даже сам сконструировал «космический мотоцикл», продемонстрировав чувство юмора в технической конструкции, что может служить примером высшего инженерного искусства: решая задачу, как выбросить за борт ненужный уже груз, чтобы тот побыстрее разошелся со станцией и не стукнул ее, соорудил нечто, по форме напоминающее мотоцикл, написал на нем номер своей автомашины, старому своему комбинезону придал вид человека. На искусственную «голову» надел реальный шлемофон и марлевую повязку, на которой нарисовал глаза и улыбку. Снизу — старые свои беговые бортовые ботинки. На выходе в открытый космос выпустил «мотоциклиста» с маленькой скоростью. Снял его на видео и позже, когда про выход в ЦУПе уже забыли, сбросил «картинку» на Землю и ввел всех в шок. Потом номер машины разглядели и по возвращении на Землю Сашу оштрафовали.
Еще будучи в Отряде космонавтов, возглавил молодежное Всесоюзное аэрокосмическое общество «Союз», единственную учебно-научную организацию в нашей стране, и продолжал работать с детьми, увлекая их космическими задачами. Провел конгресс юных космонавтов и астронавтов мира, лучший из всех! Один из его воспитанников тоже стал космонавтом-испытателем. Александр Серебров первый осуществил программу «Уроки из космоса».
После завершения полетов Александр Александрович работал в Кремле, курируя космические программы, и ощущал себя превосходно, потому что был востребован — и он, и его опыт. Но любой работе наступает конец. А без работы он с его энергией и идеями не мог. Невостребованность — вот причина многих наших потерь.
В полетах случаются опасные ситуации. В некоторых из них космонавт Серебров мог расстаться с жизнью… В шестом своем выходе в открытый космос он зацепился карабином за поручень, как в гидролаборатории оттренировали, передвигается по маршруту и вдруг видит — карабин свободно плавает рядом со вторым, что он держит в руках. И он понял, что отделился от станции и стал искусственным спутником Земли. Командир ему по связи говорит: «Слушай, тут поручень отогнут». Серебров ему отвечает: «Знаю уже». Крепление поручня подвело. Из-за вибрации вылетел болт, карабин и соскочил. Хорошо, что отделение произошло без рывков, крюк просто сполз. Саша взял карабин кончиками пальцев в скафандровых перчатках, и его длины вместе с его рукой едва-едва хватило, чтобы он вновь зацепился.
«Карабин жизни» соскочил. Кончика пальца не хватило. Саша отделился от нашей Земли…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»