Колонка · Политика

Моральный кодекс охранителя

Почему начальников стали наказывать за «аморалку»

Обратной стороной «духовных скреп» для народа (то есть попыток легитимации политически активного преклонения перед начальством ссылками на исторические традиции) становится негласное введение в России зачатков морального кодекса охранителя. Власть у нас теперь — на словах — должна быть высокоморальной. Не пить, не курить, не переезжать пешеходов из простолюдинов на красный свет, иностранной собственностью не баловаться. Однако реальное введение морали в российский политический обиход крайне опасно для самой власти, привыкшей к аморальному беспределу и некоторое время дававшей санкцию на подобный бытовой беспредел безмолвному большинству. Это чистый подрыв основ.
Власть вдруг задумалась о моральных опорах. Не потому, что содеянное и возраст ключевых персонажей режима уже потихоньку заставляют думать о душе. А потому, что запасы энергии у ключевых бенефициаров режима, как и запасы еще не разграбленного, иссякают. К тому же перед неизбежным уходом в небытие надо как-то обозначить собственное место в истории и скрепить ту народную биомассу, которая слепо готова поддерживать любое начальство. Ведь ответ на простой вопрос, что нынешняя власть дала России, подобрать крайне трудно. Гораздо легче ответить, что отняла.
Невиданное дело: представителей власти начали наказывать за «аморалку». Андрей Исаев, неоднократный депутат Госдумы, лишился поста первого заместителя генерального секретаря (чуть было не написал ЦК КПСС) президиума генсовета «Единой России» и партийного куратора идеологии. Сам написал заявление, признав, что дискредитировал партию своим ором с угрозами в адрес экипажа «Аэрофлота», пытавшегося высадить из самолета его пьяного помощника. ЦИК России рассмотрит вопрос об отстранении от должности главы избиркома Волгоградской области Андрея Сиротина. Сиротин был задержан в волгоградском аэропорту при попытке сесть в самолет в пьяном виде. Областные депутаты потребовали, чтобы он добровольно покинул свой пост, так как своим поведением дискредитирует власть в целом.
Крики депутата или пьяный дебош главы областной избирательной комиссии дискредитируют власть? Полноте! В феврале этого года в бочку с цементом закатали депутата Липецкого горсовета от «Единой России» Михаила Пахомова, по совместительству главу областной организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». Человека, более известного как криминальный авторитет по кличке Пахом. И тогда как-то никто не говорил, что Пахом или один из заказчиков его зверского убийства — по версии следствия, бывший заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгений Харитонов — дискредитируют власть. Сам главарь кровавой кущевской банды Сергей Цапок был в свое время депутатом райсовета — понятно, от какой партии.
Так что хамство с использованием служебного положения или пьяный дебош уже не могут дискредитировать нашу власть в глазах тех, кто относится к ней равнодушно или положительно. Собственно, власть и простой народ в России реально и объединяет только этот общий бытовой беспредел: власть дебоширит в самолетах — и народ дебоширит; власть выезжает на встречку и давит пешеходов — и народ поступает так же.
Пока кремлевские тихо разворовывали страну и не требовали от народа высокой духовности, все было внутренне органично. Но попытки создавать некий моральный кодекс охранителя устоев в условиях, когда власть развращена десятилетием безнаказанности и развратила тем же самым население (в России нет равенства перед законом, но, несомненно, существует равенство перед беззаконием), — будут приводить к постоянным казусам. Главным преимуществом власти и близости к ней в России как раз и была полная негласная индульгенция, освобождение этих людей от всех и всяческих норм морали и права.
Точно так же привыкли вести себя и те, кто теперь должен впрыскивать в замороженное общество инъекции духовности, — представители руководства официальных конфессий. Новейшая история «верхушки» РПЦ — это позорная антихристианская (бесчеловечная, уж точно) позиция в деле Pussy Riot; иеромонах Илия, в пьяном виде на иномарке сбивающий насмерть двух рабочих на Кутузовском проспекте; кричащее молчание иерархов по поводу убийства о. Павла Адельгейма… Представители руководства других традиционных конфессий тоже готовы слепо поддержать любую инициативу светских властей, даже если она идет вразрез с базовыми человеческими ценностями. Например, тот же запрет усыновления иностранцами детей-сирот.
Всякий разговор о морали разумный и совестливый человек должен обращать прежде всего на себя, а не на других. Борцы за чужую нравственность слишком часто оказываются либо откровенными мерзавцами, либо не слишком здоровыми душевно людьми. А если такие речи ведут представители власти — духовной или светской, — у них должно быть моральное право, заслуженное личным примером.
Кто у нас моральный авторитет? Путин? Патриарх Кирилл? Руководители «Единой России», которая свое место в истории под никнеймом «Партия жуликов и воров» уже получила?
Обычно бывшие проститутки, выходя на пенсию, становятся главными ревнителями нравственности. Наши еще даже не вышли на пенсию, а уже говорят о морали. Разумеется, в контексте обуздания протеста против себя.
Означает ли это, что депутата Исаева не надо лишать партийного поста, а главу Волгоградского избиркома увольнять с поста государственного? Нет. Только надо осознавать, что такие наказания никоим образом не делают российскую власть моральнее. Еще можно спорить о политической легитимности режима: в конце концов, Путин точно набрал на последних президентских выборах больше голосов, чем любой из его соперников. Но совершенно бесспорно отсутствие у этой власти легитимности моральной. Эта легитимность ровно такая, как в финале известного детского анекдота про мальчика, впервые подсмотревшего секс мамы с папой: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу»…