В Ульяновске в течение уже трех недель защитники парка имени Ильи Ульянова несут круглосуточное дежурство, препятствуя строительству в этой зеленой зоне четырехзвездочного отеля «Мариотт», для чего застройщику придется пересадить или вырубить около ста взрослых деревьев
В Ульяновске в течение уже трех недель защитники парка имени Ильи Ульянова несут круглосуточное дежурство, препятствуя строительству в этой зеленой зоне четырехзвездочного отеля «Мариотт», для чего застройщику придется пересадить или вырубить около ста взрослых деревьев
В пятницу 4 октября граждане одержали тактическую победу: глава администрации Ульяновска Сергей Панчин отозвал разрешение на строительство гостиницы, выданное местной фирме «Нью-Сити». Но инициативная группа граждан не собирается сворачивать палатки: люди против любого капитального строительства в парке.
«Мы будем здесь стоять, пока не уберут забор, огораживающий площадку, и пока нам не принесут документ, подтверждающий, что здесь – именно парк и что он останется, – говорит гражданский активист Анна Волобуева. – В постановлении Панчина не указано оснований для отмены строительства, поэтому застройщик может легко оспорить его в суде».
Сергей Панчин признает, что издал свое постановление, следуя рекомендации губернатора области Сергея Морозова остановить стройку «до урегулирования конфликта». Такую рекомендацию Морозов выдал по итогам деятельности рабочей группы, которая в течение недели изучала, законно ли строительство в зеленой зоне. Эта группа из 20 человек была создана по распоряжению главы области через полторы недели после начала противостояния. Сам Морозов придает комиссии едва ли ключевую роль в разрешении конфликта («Решение будет то, которая примет созданная мною комиссия»), тогда как защитники парка считают ее нелегитимной: она состоит в основном из чиновников и предпринимателей, и при любом голосовании «зеленые» останутся в меньшинстве. Именно поэтому противники стройки отказались снять пикет у предполагаемой стройплощадки, чем заслужили упрек от председателя комиссии, замгубернатора Александра Якунина: «Если доверия нет, нужно ехать в другую страну жить…»
Конфликт вокруг отеля «Мариотт» вызван рядом факторов. Участок, на который претендует застройщик, не имеет четкого юридического статуса: по одним документам здесь – парк, по другим – зона разрешенной застройки, отсюда правовая коллизия. Разрешение на строительство было выдано 17 июля втайне от горожан. О нем узнали только после региональных выборов 8 сентября, когда за одну ночь площадку обнесли забором. Накануне власти успокаивали общественников, что разрешения на стройку в парке нет и не предвидится. «Мэрия сработала недемократично, как это уже не раз было при «точечной» застройке», – сказала председатель региональной общественной палаты Нина Дергунова. По словам президента Института модернизации и развития общественных связей Федора Крашенинникова, к конфликту привела «потеря связи между властью и обществом». Кроме того, фирма-застройщик развернула площадку на 150 метров выше указанного в разрешении места.
Важную роль сыграл конфессиональный фактор: верующие говорят, что шестиэтажный отель перекроет вид на строящийся Свято-Вознесенский собор. Они считают, что из-за близости к двум храмам и могиле местночтимого святого гостиница оскорбит их религиозные чувства, потому что в ней неизбежно появятся «питейные и развлекательные заведения». Верующие не хотят «Мариотта» рядом с храмом еще и потому, что эта гостиничная сеть связана с мормонами, которых РПЦ считает тоталитарной сектой. Об этом написал в своем обращении к губернатору митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, который попросил не допустить строительства отеля. С аналогичным заявлением выступил и лидер ульяновских мусульман, муфтий Савбян Сулейманов (в 2011 году ему не дали на этом же самом месте построить мечеть). Но не менее важны и соображения экологии: парк находится рядом с оживленной загазованной трассой: хотя сам парк неухожен, он выполняет санитарную функцию по очистке воздуха.
Губернатор Морозов долго не высказывался по теме, а когда впервые заговорил, то обвинил защитников парка в том, что они ведут себя эгоистично. В эфире местной ГТКР «Волга» он сказал, что активистов протеста «подкармливают денежками». По словам Федора Крашенинникова, Морозову оказалось «проще повторять глупости про проплаченных агитаторов, чем поверить, что людей действительно волнует их город и их парк». «Как гарант поддержания спокойствия в регионе, я не имею права не считаться с мнением даже небольшой группы жителей области», – написал позднее в блоге губернатор.
Сергей Морозов встретился с гражданами, которые 3 октября собрались на сход на площади перед зданием правительства. Он с трудом сдерживал раздражение, сообщая о своем решении рекомендовать руководству города отозвать разрешение на строительство: весной он лично подписал инвестиционное соглашение с российским представителем сети Marriott International (стоимость проекта – 550 млн рублей). По словам главы региона, разобраться в конфликте может только суд. Депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный, участник рабочей группы, предполагает, что администрация может подать в суд на застройщика только для того, чтобы проиграть его. Куринный с самого начала конфликта открыто встал на сторону защитников парка, за что, вероятно, и поплатился: приказом регионального Минздрава его уволили с поста главврача травматологического центра якобы за допущенные нарушения в работе клиники, хотя незадолго до этого губернатор предлагал ему возглавить как раз это министерство.
Региональные и местные власти, а также подконтрольные им общественные структуры и СМИ, в течение долгого времени обходившие ситуацию молчанием, теперь хвалят губернатора за мудрое решение. Защитники парка настаивают на неполитическом характере их протеста, они говорят: «Мы защищаем деревья». Тем удивительнее заметка в «Известиях», из которой следует, что конфликт, оказывается, произошел между представителями «Общероссийского народного фронта», которые выступают за сохранение парковой зоны, и региональными властями, давшими добро на вырубку деревьев.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»