Сюжеты · Общество

Свет в конце тоннелей и коридоров

Между северокорейским Раджином и российским Хасаном пущено движение поездов

Василий Авченко , собкор во Владивостоке
Между северокорейским Раджином и российским Хасаном пущено движение поездов
Этот уже реализованный проект рассматривается в качестве первого шага по восстановлению Транскорейской магистрали. Хасан — приграничный поселок на крайнем юго-западе Приморья. «Мостом Дружбы» через реку Туманную (Туманган по-корейски, Тумэньцзян по-китайски) Приморье связано с КНДР. От погранперехода Хасан — Туманган до порта Раджин, входящего в специальную экономическую зону «Расон», — каких-то полсотни километров.
О запуске поездов по трансграничному участку Путин и Ким Чен Ир договорились еще в 2001-м. В 2009 году для управления проектом появилось совместное предприятие «РасонКонТранс» (70% уставного капитала у российской стороны, 30% — у корейской). Еще годом позже начались полномасштабные строительные работы: реконструкция 54-километрового участка с укладкой совмещенной колеи (1435 и 1520 мм), восстановление мостов и тоннелей и т.д. Общие затраты на реконструкцию путей и строительство терминала в порту Раджин составили 8,3 млрд рублей.
Проект преследует конкретные экономические цели. Предполагается, что через Раджин пойдет на экспорт российский уголь. В перспективе, после окончания строительства в порту контейнерного терминала, здесь планируется наладить международный транспортный коридор: из Раджина контейнеры пойдут на Хасан и затем на Транссибирскую магистраль. В ОАО «РЖД» говорят, что в перспективе через Раджин на сухопутный маршрут может быть переключено до 100 тысяч двадцатифутовых контейнеров в год, причем их путь в Европу займет всего две недели вместо 45 суток по морю.
Ожидается, что в дальнейшем КНДР будет еще теснее вовлечена в международное сотрудничество — запуск линии до Раджина рассматривается в качестве первого шага по восстановлению Транскорейской магистрали. Она, с одной стороны, объединит враждующие Север и Юг, а с другой — будет напрямую связана с Транссибирской магистралью.
Возможно, одна из сверхзадач проекта «Хасан — Раджин» — убедиться (и убедить других) в том, что с Северной Кореей можно работать.