Новости · Политика

Яна Яковлева, председатель «Бизнес-солидарности», в очередной раз оказалась в эпицентре уголовного разбирательства

Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность», заметный общественный деятель и активная сторонница либерализации уголовного законодательства, в очередной раз оказалась в эпицентре уголовного разбирательства – на сей раз в качестве потерпевшей

В конце 2012 года в возглавляемое Яковлевой ЗАО «СОФЭКС-Силикон» пришла налоговая проверка. Её проведение было поручено Руслану Рувинову, государственному налоговому инспектору ИФНС России №20 по Москве. Рувинов, как утверждает Яна Яковлева, решил воспользоваться своим служебным положением, чтобы получить взятку с предприятия в размере 3,5 миллионов рублей.

Рувинов привлек «при точно неустановленных обстоятельствах» посредника – гражданина Балабанова. Балабанов встретился с Яковлевой и начал запугивать её тем, что ее предприятию придется заплатить около 40 миллионов, так как в его деятельности были обнаружены «завышения цен реализации» (видимо, этот вид нарушения – изобретение самого Рувинова). Чтобы «СОФЭКС-Силикон» избежал подобных трат, Балабанов вызвался посредничать в передаче взятки. В результате, как он обещал, сумма взимаемых налогов и сборов будет назначена по минимуму – не более 2,5 миллионов рублей, а «цена» такой привилегии – 3,5 миллиона. То есть 5 миллионов вместо 40.

Вероятно, Рувинов и его подельник, не приняли во внимание личность человека, которому обратились со своим предложением[1]. Яна Яковлева согласилась дать взятку, однако предварительно оповестила об этом полицию. В момент получения денег Балабанов был задержан.

Следующее звено коррупционной цепочки, инспектора Рувинова, установили достаточно быстро. Результаты «налоговой проверки» «Софэкс» пересмотрены, выяснилось, что фирма не совершила никаких налоговых нарушений.

В конце 2012 года Балабанову было предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ - «посредничество во взяточничестве» (от 7 до 12 лет лишения свободы). Рувинову вменили покушение на получение взятки (от 8 до 15 лет).

В середине мая, спустя 5 месяцев после возбуждения уголовного дела, на телефон Яны Яковлевой пришло SMS-сообщение с угрозами. «Переквалифицировал и со взятки на мошенничество! Попадает под амнистию! Прокуратура согласна, с судом решено! Летом встретимся, каждый и каждая получит по заслугам». Местоимение «каждый», по всей видимости, относилось к партнёру Яны по бизнесу – Алексею Процкому.

Похоже, обвиняемые были уверены, что попадут под амнистию и уже следующим летом выйдут на свободу. Номер, с которого отправили сообщение, оперативники установили практически сразу – это был телефон Балабанова. Яна Яковлева направила в суд ходатайство с просьбой обеспечить ей защиту. Кроме того, поскольку из текста SMS также следовало, что деяния Балабанова и Рувинова переквалифицированы, , возник вопрос, почему прокуратура потерпевшей об этом ничего не сообщила.

На предварительном слушании подтвердилось, что, действительно, следователь Агаджанян переквалифицировал обвинение и не уведомил об этом Яну Яковлеву, хотя согласно закону обязан был это сделать. Теперь и Балабанова, и Рувинова действительно обвиняют в покушении на мошенничество. Максимальный срок, им грозящий, – 10 лет лишения свободы. Однако у них появилось право на рассмотрение дела в особом порядке, что позволит им получить минимальный срок наказания или вовсе условный.

Очередное слушание по делу Рувинова-Балабанова 4 сентября проводилось в закрытом порядке (хотя в июле уже состоялось два открытых слушания), поскольку судом было получено ходатайство обвиняемых о рассмотрении дел в особом порядке без судебного разбирательства.

На ходатайство потерпевшей о применении мер госзащиты судья ответил отказом.

Следующее заседание назначено на 27 сентября. Адвокат Евгений Черноусов намерен поставить перед судом следующие вопросы: почему Яна Яковлева не была уведомлена о переквалификации действий обвиняемых? Почему следователь квалифицирует действия Рувинова и Балабанова по одним и тем же статьям, хотя деяния, ими свершенные – со всей очевидностью разные? И почему пострадавшей отказали в ходатайстве о госзащите?

Также потерпевшая сторона собирается направить ходатайство на имя Вадима Яковенко, руководителя московского подразделения Следственного комитета России, с просьбой провести проверку по всем вышеперечисленным обстоятельствам и дать им оценку.

___

[1] В 2006 году Яковлева проходила обвиняемой по нашумевшему «Делу химиков», инициированному ФСКН. Она провела в изоляторе 7 месяцев, однако дело против нее развалилось в суде. Защищаясь, Яна вытащила в публичное поле многочисленные факты коррумпированности крупных чинов ФСКН.