Сюжеты · Культура

Откройте ваши уши!

Начало музыкального сезона вселяет надежды на незабываемые впечатления

Начало музыкального сезона вселяет надежды на незабываемые впечатления...
РИА Новости
Прошлый музыкальный сезон вышел мало того что ни шаткий ни валкий, так еще и криминальные кошмары в Большом перешибли все эстетические впечатления. Кто теперь, придя в Большой театр, не вспомнит о злополучной серной кислоте?
Крайне неприятный осадок остался и от бесследного исчезновения с музыкальной карты фестиваля «Оркестры мира». Пока советником президента по культуре был певец-государственник Юрий Лаптев, ему удавалось убеждать правителей, что День России 12 июня надо отмечать не пьяными гулянками, а выступлением классных оркестров. За семь фестивалей их выступило в Колонном зале не меньше тридцати! По масштабности с «Оркестрами мира» сравнится только Фестиваль Ростроповича, прошедший в четвертый раз и, как всегда, без случайностей — только отменное качество.
Зарубежных солистов все больше, и они все мельче. Но, может, это и хорошо и мы просто подключились к европейскому круговороту солистов в природе, выгодному и артистам, и продюсерам.
Современные сочинения — еще один показатель текущей музыкальной жизни. Очевидные усилия тут прилагают худрук Московской филармонии Александр Чайковский да консерваторский ансамбль «Студия новой музыки» (руководитель — композитор Владимир Тарнопольский), который без лишней суеты, но при полных залах, выполняет исключительную просветительскую функцию.
В противовес ему оглушительную рекламу имел проект «агента изменения» Василия Бархатова «Опергруппа» («плацдарм для самых смелых творческих инноваций в области музыкального театра»). Материальную поддержку от государства он получил, а от моральной — хипстеры, на которых был главный расчет, как-то неблагодарно улизнули. Прожект стух, а «агента» пока зазвал к себе главным режиссером питерский Михайловский театр.
Наиболее сильные музыкальные впечатления связаны с двумя фестивалями — «Золотой маской», где всех сразил своими операми и балетами Пермский театр, и Чеховским, традиционно доставляющим в вечно голодную Москву крупные музыкальные вещи — балетные спектакли Жозефа Наджа и Охада Наарина, «Спящую красавицу» Мэтью Боурна, танцы Марии Пахес и саму великую и никем не заменимую Сильви Гиллем.
Пасхальный же фестиваль несколько сдулся. Во-первых, из-за крайней занятости Валерия Гергиева, открывавшего вторую сцену Мариинки; во-вторых, из-за отсутствия подобострастного интереса к Пасхальному нынешнего мэра Сергея Собянина, чем отличался его предшественник.

Звездоликие

Начнется сезон 2013/14 роскошно — Пятым Большим фестивалем Российского национального оркестра (6—23 сентября). Нет у нас другого оркестра, который проводил бы собственный фестиваль. Семь концертов; первый — в Зале им. Чайковского: в Брамсе будет солировать интересная французская пианистка Элен Гримо, большая защитница природы в целом и волков в частности. За пультом — Михаил Плетнев. Из раритетов: 10 сентября прозвучит неизвестная у нас оратория Жюля Массне «Мария Магдалина». Выбор Плетнева обусловлен тем, что Чайковский однажды признался: слушая эту ораторию, «пролил слезы». Тема греха, раскаяния и глубоких личных переживаний по этому поводу Плетневу кажется очень важной.
Сам он после всех перипетий вернулся на сцену и как пианист. В прошедшем сезоне это стало одним из главных событий. На фестивале Плетнев будет солировать 20 сентября в Концерте-фантазии Чайковского.
В Большом зале консерватории (БЗК) 6 сентября пройдет вечер к 85-летию великого дирижера Евгения Светланова. Играет Госоркестр, которым он руководил больше 35 лет. Нынешний главный дирижер ГАСО Владимир Юровский подготовил необычную программу: кантаты «Семеро их» Прокофьева (халдейское заклинание в переложении Бальмонта) и «Звездоликий» Стравинского (тоже на стихи Бальмонта), Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Бартока и любимые Светлановым «Колокола» Рахманинова. В фойе БЗК стоит посмотреть установленный здесь в июне бронзовый бюст Святослава Рихтера прекрасной работы Эрнста Неизвестного.
21—30 сентября в залах консерватории пройдет скрипичный конкурс им. Ойстраха. Председатель жюри — Игорь Ойстрах, сын Давида Великого, живущий в Бельгии.
21 сентября в Большом зале консерватории поет Чечилия Бартоли, колоратурное (подвижное) меццо-сопрано, певица номер один в мире, умница, труженица и большая выдумщица. На этот раз в программе — арии из итальянских опер Генделя. В последние гастроли в 2011 году она привозила программу Sacrificium («Жертвоприношение»), посвященную искусству неаполитанских кастратов.
Кастратов сейчас нет, но певцы с редкими высокими мужскими голосами, способные исполнять их репертуар, попадаются все чаще. Сейчас они в большой моде. Один из них, контртенор Филипп Жарусски (Jaroussky), 27 сентября откроет 11-й концертный сезон Московского международного Дома музыки программой «Фаринелли». По легенде, дедушка певца эмигрировал из революционной России и при пересечении границы говорил о себе: «Я — русский»; откуда и фамилия певца. Красавец Жарусски блистает сегодня в барочных операх; он тоже не впервые в Москве, и с каждым разом поклонников прибавляется.

Верди с Вагнером наперегонки

Первую оперную премьеру нового сезона покажет «Геликон». 5 сентября «Бал-маскарад» Верди в постановке Дмитрия Бертмана. В мире идет Год Верди и Вагнера (200-летние юбилеи), поэтому театры дают их наперебой.
Летом репетировала и оперная труппа Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, внезапно покинутая своим директором Владимиром Уриным, сменившим на аналогичном посту Анатолия Иксанова в Большом театре. Его родной «Стасик» 27 сентября сыграет премьеру оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке латыша Андрейса Жагарса. Тут можно ждать много формальных, но не слишком тонких режиссерских штучек в постмодернистком жанре прикола.
Первой премьерой — уже при новом директоре Урине — в Большом театре станет 16 октября капитальное возобновление оперы Вагнера «Летучий голландец» (на Новой сцене; постановка 2004 г.) — блестящего спектакля Петера Конвичного с международным составом. Юбилей Верди Большой отметит на Основной сцене в декабре (17—22) — премьерой «Дона Карлоса» в постановке Эдриана Ноубла.
Большая часть других планов Большого театра странна до курьеза. Так, симфоническими концертами замечательного оркестра ГАБТа продирижируют Владимир Спиваков и некто Хезус Лопес-Кобос. В связи с этим интересно, на какой дороге театр потерял Владимира Юровского и Теодора Курентзиса — им уже который год здесь не предлагают не только спектаклей, но даже концертов.
Что будет делать с Большим Владимир Урин, предположить трудно. Надолго ли он там? Если уведет за собой кадры из Музтеатра им. Станиславского — значит, да. Но, скорее всего, он оставит себе путь к отступлению в виде неразоренного «Стасика».
Вагнер и Верди, естественно, два облюбованных композитора и в театре «Новая опера» им. Колобова. Здесь с 25 октября по 10 ноябряцелый фестиваль. Будет и прекрасный «Лоэнгрин» (1 ноября), и удачная последняя премьера сезона 2012/13 гг. — «Тристан и Изольда» Вагнера (3 ноября), и «Трубадур» Верди в постановке Марко Гандини, первый показ которого состоится еще в сентябре — 24-го. Дирижер Ян Латам-Кёниг явно влил в «Новую оперу» новые силы и, кажется, не допускает больше безвкусного балагана, который вдруг брался неизвестно откуда наряду с приличными постановками. И будем надеяться, что назначенный год назад директор театра Дмитрий Сибирцев, известный организацией кроссовер-концертов, не заставит талантливых артистов размениваться на проекты-однодневки.

Короли рейтинга

Один из наиболее ожидаемых концертов — 23 октября в Зале им. Чайковского. Ансамбль Les Arts Florissants («Цветущие искусства») Уильяма Кристи, члена Академии изящных искусств Франции, привозит программу «Сад господина Рамо». Это так называемая аутентичная музыка. В 2010 году Кристи на пресс-конференции в Москве совершенно покорил словами: «Мы занимаемся исследовательской деятельностью, пытаясь максимально приблизить звучание к замыслу композитора и манере исполнителей того времени. Но наша археология пропитана страстью! Кроме того, аутентичная музыка предполагает, что ею занимаются неординарные личности, которые «звучат» уже сами по себе».
Гарантированная вершина первой половины сезона — гастроли амстердамского оркестра «Концертгебау» под водительством Мариса Янсонса. Это единственный дирижер мира, возглавляющий сразу два коллектива из десятки мировых лидеров. С оркестром Баварского радио Янсонс побывал весной на Фестивале Ростроповича, явил абсолютное музыкальное совершенство; что же теперь ждать от «Концертгебау», занимающего в рейтинге первую строчку?.. Напомним, что 70-летний маэстро — сын выдающегося советского дирижера Арвида Янсонса, приглашенного когда-то Мравинским из Риги в Ленинград. У Мравинского ассистентом работал и Марис, пройдя школу в Вене у Сваровски, ученика Рихарда Штрауса. Родным городом считает Петербург и на провокационные вопросы не устает отвечать: «Я никуда не уезжал!» Янсонс с «Концертгебау» в Москве — 9 ноября в БЗК (Бетховен, Рихард Штраус), 10-го — в Зале Чайковского (Малер).
Ну и наконец, 20—24 ноября в этом же зале, вновь оспаривающем первенство у Большого зала консерватории, стоит послушать все подряд симфонии Бетховена в исполнении Венского филармонического оркестра (3-е место в мировом рейтинге) под управлением Кристиана Тилеманна. Эта музыка действительно придает мужества, если жизнь становится совсем уж неприглядной. Бетховен напомнит, как поизящнее, по его словам, «схватить судьбу за глотку».