Сюжеты · Общество

Сплошной Амур

Линия фронта проходит вдоль великой реки: люди пока отступают под натиском стихии

Василий Авченко , собкор во Владивостоке
Линия фронта проходит вдоль великой реки: люди пока отступают под натиском стихии
**По состоянию на утро четверга уровень амурской воды у Хабаровска, согласно данным краевого МЧС, поднялся до 702 сантиметров, а к полудню составил уже 705. Неспециалисту эти цифры мало что скажут, поэтому объясним по-другому: исторический максимум, зафиксированный в 1897 году, составляет 642 сантиметра.**
Рекорд позапрошлого века был побит еще несколько дней назад, вода тем временем продолжает прибывать. Слова старой песни про «высокие берега Амура» приобретают новое звучание. Местные власти говорят: после 780 см предстоит эвакуация Хабаровска. Поэтому местные жители следят за сообщениями синоптиков, как за фронтовыми сводками. Но эвакуироваться, похоже, не спешат. По крайней мере, сельских жителей, уже попавших под эвакуацию, эмчеэсникам пришлось долго уговаривать. Многих уговорить не удалось: местные жители намерены до последнего спасать нажитое и боятся мародерства. Около 100 человек с Большого Уссурийского острова на Амуре у Хабаровска наотрез отказались покидать свои уже затопленные дома, несмотря на уговоры лично губернатора Вячеслава Шпорта.
Жизнь в Приамурье сосредоточена вдоль Амура и его притоков. Особенно полноводной великая река становится ниже Хабаровска. Поэтому атака идет с запада на восток: из Амурской области через Еврейскую АО на Хабаровск и дальше, к низовьям Амура. Если в Амурской области пик стихии, похоже, уже позади (что никак не отменяет чрезвычайности сложившейся ситуации — вода перестала прибывать, но убывать тоже не хочет), то Хабаровск и последующие города готовятся к кульминации, которую ждут 23–28 августа. Первый замминистра обороны Аркадий Бахин, координирующий действия военных в зоне наводнения, уже перенес командный пункт из Благовещенска в Биробиджан. Сейчас действительно больше всех страдает Еврейская автономная область. Причем, как признают местные метеорологи и руководители МЧС, то, что в Еврейской автономии прорвало дамбы и затопило десятки населенных пунктов, для Хабаровска спасение — вода растеклась вширь. Все это действительно напоминает фронт, где вода наступает, а люди отступают и обороняются.
В Амурской области оценивают нанесенный ущерб, спешно восстанавливают разрушенную, словно при бомбежке, инфраструктуру. Количество затопленных населенных пунктов перевалило за сотню, пострадавших жителей — десятки тысяч. По словам губернатора Олега Кожемяко, ситуация осложнена тем, что вода из населенных пунктов не уходит, несмотря на снижение ее уровня в реках. Значит, вести восстановительные работы в этих поселках пока нельзя. А завозить дополнительную технику, продукты и все необходимое очень сложно — мосты разрушены.
Более того, ждать быстрого спада воды не приходится. Вот что заявил в четверг глава Мазановского района Амурской области Михаил Пивень: «Уровень в Зее несколько упал, однако вода в низинную часть района продолжает поступать, и этот поток все еще сильный. В Мазанове подтоплены школа, Дом культуры, детский сад. В селе Молчаново в школе полностью затоплен подвал. Если к 1 сентября из мазановской школы вода не уйдет, то детей будем возить в школу Новокиевского Увала. Она рассчитана на 800 человек, сейчас в ней учатся 600…». В области обсуждают возможность переноса начала учебного года с 1 сентября на более поздние сроки — в тех населенных пунктах, где ущерб оказался наиболее серьезным.
Хабаровск тем временем постепенно уходит под воду. Она уже пришла на несколько «низовых» улиц краевого центра. В этих районах перекрыли движение автотранспорта и начали делать гидротехнические сооружения (грунтовые насыпи). Параллельно идет откачивание воды, но насосов не хватает.
В начале 80-х здесь уже случалось подобное наводнение. После этого заговорили о строительстве капитальной дамбы для защиты Хабаровска от Амура. Но дамбу так и не построили.
Поэтому сегодня задача — удержать воду. «За возвышенными участками расположены низменности, а там — городские коммуникации, склады. Поэтому мы боремся за каждый метр, каждый даже маленький дом, за каждый подъезд. Но если уровень достигнет 780 сантиметров, будет массовая эвакуация», — сказал мэр Хабаровска Александр Соколов на пресс-конференции. В городе, однако, в большой потоп никто особенно не верит, все-таки б **о** льшая часть города расположена значительно выше самых критических уровней. Не видно в Хабаровске и «синдрома Благовещенска», где население массово начало сметать с прилавков бутилированную воду, свечи, консервы. Тем не менее уже сейчас готовится эвакуация жителей наиболее пострадавших от паводка улиц Хабаровска — Юнгов и Ремесленной (порядка 850 человек). Эвакуаторы из оборудованной мегафонами «Газели» предлагают жителям переехать в пункт временного пребывания. Тут же дежурят два автобуса, но безрезультатно: горожане отказываются покидать свои дома.
Как воспримут удар в низовьях Амура — вопрос. Житель поселения Дубовый Мыс Нанайского района Хабаровского края Сергей Кошелев рассказал, что вода уже подошла к его дому, хотя он и расположен в ста метрах от берега Амура. Через этот поселок, как и соседние — Синда, Маяк, — проходит фактически единственная дорога, связывающая Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре и расположенным в самом устье Николаевском-на-Амуре. Местами дорога уже подтоплена, но транспорт по ней пока идет (по состоянию на вечер четверга).
В Комсомольске-на-Амуре уже объявили режим ЧС. Полпред президента Виктор Ишаев, посетивший Комсомольск в четверг, заявил: «О паводке известно с начала июля, однако не все успели к нему подготовиться. Хабаровский район утонул, несколько районов Хабаровска уже плавает. У Комсомольска-на-Амуре есть еще четыре-пять дней».
Правда, кому было известно о таком мощном паводке еще в начале июля, — вопрос. Вот фрагмент интервью, которое наш коллега Николай Кутенких взял на минувшей неделе у председателя правления ОАО «РусГидро» Евгения Доды непосредственно на верхнем бьефе Зейской ГЭС:
**— А почему все-таки гидроэнергетики не начали сброс воды раньше, когда еще не было критически-затяжных ливней? Местное население считает, что, зная долгосрочный прогноз погоды, можно было избежать нынешней чрезвычайной ситуации…**
— Местные жители разбираются в гидроэнергетике?
**— Они сейчас тонут.**
— Хм. Понятно. Мы не могли открыться раньше. У нас есть регламентированный порядок. Этими вопросами занимались целые научные институты. Затворы открыли 1 августа, когда уровень достиг отметки 317,5 метра.
На этом фоне заявления полпреда говорят о нескоординированной деятельности тех, кто должен был принимать своевременные и, как теперь выясняется, судьбоносные решения. В самом городе Зея, где многие жители прямо или косвенно связаны с Зейской ГЭС, ходят упорные слухи, что у руководства «РусГидро» был прогноз о сухом лете, поэтому до последнего шло накопление воды.
22 августа департамент Росгидромета по Дальневосточному федеральному округу прогнозировал пик наводнения в Еврейской АО (в разных селах) с 23 по 28 августа, а на участках ниже Хабаровска с 24 августа по 9 сентября.