«Новая газета» продолжает исследование городского хозяйства Вологды. В № 84 мы рассказали о том, какие финансовые потоки были искусственно созданы людьми, приближенными к мэру города Владимиру Шулепову. Теперь о том, как продавались за копейки предприятия, какими путями развивается городская инфраструктура и как борются сегодня с теми, кто пытается об этом рассказать.
«Новая газета» продолжает исследование городского хозяйства Вологды. В № 84 мы рассказали о том, какие финансовые потоки были искусственно созданы людьми, приближенными к мэру города Владимиру Шулепову. Теперь — о том, как продавались за копейки предприятия, какими путями развивается городская инфраструктура и как борются сегодня с теми, кто пытается об этом рассказать.
Травмат, лопата и завод
12 июня 2012 года в Вологде произошло покушение на депутата регионального Законодательного собрания Евгения Доможирова. Неизвестные заблокировали его автомобиль на одной из городских дорог и открыли стрельбу из травматического оружия. Депутат, по счастливой случайности, не пострадал, а его спутница отделалась гематомами. После обстрела нападавшие облили машину Доможирова несмываемой краской и скрылись.
— Один из нападавших показался мне похожим на сотрудника центра «Э» Романа Копылова, — говорит Евгений. – Я хорошо его знаю, потому что он проходил «потерпевшим» по уголовному делу против меня: якобы я избил его на митинге 31 октября 2011 года.
По этому делу, несмотря на показания полиграфа, Доможирова признали виновным и лишили депутатского мандата, а также приговорили к штрафу в 120 000 рублей. Дело о нападении на него не расследовано до сих пор.
В августе 2012 года на Доможирова было совершено второе покушение: на улице Щетинина его сбил автомобиль KIA с государственным номером В372АЕ. Этот же автомобиль позже сбил помощника Доможирова Анатолия Грязнова. Полиции не удалось ни установить личность водителя иномарки, ни разыскать автомобиль.
10 января 2013 года на уже бывшего народного избранника напали во дворе его дома: человек, убиравший снег, подошел к Доможирову со спины и ударил его по голове лопатой.
— Я отводил сына в детский сад, — вспоминает Евгений. — Подошел к машине, и в этот момент меня ударили по затылку. Ударов было 4 или 5. Нападавший проломил мне голову, после чего бросился бежать.
Догнать злоумышленника Евгений не смог. Полиция приехала только через 50 минут — поиск по горячим следам был уже невозможен. Мужчину не нашли до сих пор.
Нападения на Доможирова многие вологжане связывают с его расследовательской деятельностью. В частности, с расследованием дела о продаже крупнейшего городского предприятия ОАО «Вологодский станкостроительный завод» («ВСЗ»). Владельцем предприятия по невероятно низкой цене стала компания действующего мэра Евгения Шулепова. А началось все так.
К 2004 году общая задолженность станкозавода перед кредиторами составила более 80 млн рублей. Рабочая группа чиновников городской и областной администраций пришла к выводу, что расплатиться с долгами предприятие не сможет, и рекомендовала гендиректору завода Юрию Панину инициировать процедуру банкротства. Что и было сделано: 18 февраля 2004 года Арбитражный суд Вологодской области признал станкостроительный завод финансово несостоятельным. 1 июня 2004 года на территории завода начало функционировать новое предприятие — ООО «Вологодский станкозавод», председателем совета директоров которого являлся Евгений Шулепов (тогда еще являвшийся депутатом Заксобрания области). Предприятие арендовало 11 008,2 кв.м завода за 20 руб./м2.
16 сентября 2005 года были проведены первые торги за имущество завода. Они были признаны несостоявшимися, поскольку в них приняла участие только одна организация — ООО «Редуктор». Однако уже на повторных торгах у «Редуктора» появился конкурент — ООО «Станкопроминвест», генеральным директором которого являлся действующий глава города. «Станкопроминвест» выиграл торги, заплатив 56 336 643 рубля.
— Это цена одного станка, производимого заводом, — говорит бывший сотрудник предприятия Артем Коновалов*. — Если посмотреть договоры купли-продажи, заключенные между ОАО «Вологодский станкостроительный завод» и ООО «Станкопроминвест», выяснится, например, что наш мэр купил трехэтажное здание площадью 9700 квадратных метров с цехами за 4,5 миллиона рублей, хотя реальная стоимость этих цехов с оборудованием — сотни миллионов рублей.
«Новой газете» удалось получить список имущества, проданного по договору компании действующего мэра. Так, консольный кран, цена которого составляет в среднем 100 000 рублей, был куплен у станкостроительного завода за 9999 рублей, а кран-штабелер в исправном состоянии (среднерыночная цена 25 000 рублей) — за 148 рублей.
— После покупки завода Шулепов не стал вкладываться в его развитие, а перепродал значительную часть имущества по рыночной цене, — говорит Артем Коновалов. — Сейчас предприятие почти не функционирует: из 600 сотрудников уволены 460.
«Людям по барабану юридические тонкости»
26 июня 2013 года в Вологде состоялось торжественное открытие бассейна «Динамо», который не работал почти год. Ленточку торжественно перерезали мэр города Шулепов и губернатор Кувшинников.
— Мы установили современную систему очистки воды и вентиляцию, сделали гидроизоляцию чаши. В отделке помещений применяли только качественные и экологически чистые материалы, — заявил Шулепов на церемонии открытия. — Сегодня случилось по-настоящему радостное событие!
Спустя месяц после церемонии градоначальник говорил о бассейне совершенно в другом тоне.
Договор на ремонт бассейна был заключен между вологодским муниципальным учреждением «Стадион «Динамо» и ООО «Север» 9 января 2013 года. Общая стоимость контракта составила 138 000 000 рублей. При этом стороны сразу оговорили, что ремонт будет произведен за счет инвестора с последующей компенсацией ему затраченных средств и выплатой гонорара в размере 30%.
Свои обязанности по договору подрядчик выполнял исправно: уже к 24 января было полностью демонтировано старое оборудование, впоследствии в срок были установлены очистные сооружения, мебель и произведен ремонт инженерного оборудования (имеются акты приема-сдачи работ).
— Бассейн был сдан к Дню города, как и просил мэр, — говорит юрист ООО «Север» Эрик Прохоров. — При этом мы работали почти бесплатно. За все время нам было выплачено лишь 34 000 000 рублей. На совещании у мэра, которое прошло 31 июля, мы как раз спросили, когда с нами рассчитаются.
На аудиозаписи, сделанной Прохоровым на заседании, отчетливо слышен следующий диалог:
Прохоров: Исполнительную документацию мы передали, проекты все у вас есть…
Шулепов: Угомонись ты, б…дь, угомонись! Я сказал, отдай мне документы!
П.: Но Евгений Борисович. У нас и материалы, и затраты…
Здесь нужно сказать, что здание бассейна, согласно договору между МАУ «Стадион «Динамо» и ООО «Север», переходило в собственность ремонтной компании до момента полной оплаты ее услуг. Однако муниципалитет, недоплатив подрядчику 104 000 000 рублей, все-таки приступил к эксплуатации бассейна. Сотрудников ООО «Север», которые прибыли в бассейн прояснить ситуацию, просто задержали полицейские. Сейчас, по оценкам работников «Севера», администрация города ведет банальный рейдерский захват имущества ООО.
На вопрос журналиста о том, почему администрация города действует подобным образом, член Совета города Андрей Ишин ответил просто:
— Для господ оппозиционеров объясняю: тему бассейна закройте и не трогайте. Пропиариться на этом не получится. Родителям, детям и спортсменам по барабану все юридические тонкости конкурсов и т.п. Наша цель — новый бассейн. Поэтому уж вы тут не «светите».
_______
*Фамилия изменена.
P.S.А если что-то «светит»…
18 апреля в Вологде был изъят тираж оппозиционной газеты «Русский Север». «Новая» нашла рапорт майора полиции, приказавшего изъять тираж: «...Мне стало известно, что будет вывозиться печатная продукция, порочащая честь и достоинство Главы города Вологды»...
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»