Колонка · Политика

В замысле высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань — Екатеринбург пока больше амбиций, чем делового расчета

Всех заткнем за поезд

Борис Бронштейн , обозреватель «Новой»
Предполагается, что каждый километр новой магистрали, которую сдадут к чемпионату мира по футболу, обойдется в 1,1 миллиарда (не миллиона, а именно миллиарда) рублей, в связи с чем эту золотую дорогу уже неудобно будет называть железной. 800 километров между Москвой и Казанью шайтан-поезд преодолеет за три с половиной часа. А сейчас пассажир на этом пути пьет чай, ест курицу, храпит на полке и стоит в очереди в туалет двенадцать часов.
Есть плюсы? Есть. А минусы? Ну, например, за двенадцать часов некоторые командированные товарищи успевают не только напиться, но и протрезветь, а на новом поезде они будут приезжать в Москву пьяными. Или, допустим, за двенадцать часов попутчик может рассказать вам всю свою жизнь в подробностях, а теперь ему придется комкать эпизоды и пренебрегать деталями. Есть аргументы и более существенные. Так, ради укладки новых шпал и рельсов придется кое-что беспощадно снести, растоптать и повырубить. О засыпке Волги, чтоб ее вообще не было, речь, к счастью, не идет, но и без того проект совсем не мичуринский.
В минувший вторник экологи, представители общественных организаций, журналисты и просто жители Казани попробовали бежать впереди паровоза: в городе прошли первые общественные слушания по проекту высокоскоростной магистрали (ВСМ-2) — обсуждалось, какое воздействие окажет ее строительство на окружающую среду в границах Татарстана. Общественности были заранее представлены три варианта прохождения магистрали по республике. Один из них назывался «рекомендованный заказчиком» — ОАО «Скоростные магистрали». Местные экологи, взглянув на эти варианты, готовы были утопиться в ближайшей реке, но в наши реки ни один эколог не войдет даже по колено. Немного придя в себя, активисты Татарстанского отделения Социально-экологического союза разослали журналистам тревожные сообщения: «В зону землеотвода ВСМ-2 попадут, а значит, будут вырублены от 1000 до 2000 га лесов, в том числе защитных. Кроме того, скоростная магистраль пройдет по особо охраняемым природным территориям. В зависимости от варианта значительно пострадают от пяти до девяти таких территорий». За несколько дней до того Гринпис России распространил пресс-релиз, сообщив в нем, что «наиболее вопиющая ситуация с прокладкой ВСМ складывается в Республике Татарстан». Гринпис отметил, что вариант трассы, «рекомендованный заказчиком», подразумевает вторжение в Волжско-Камский заповедник, пересекает несколько охотничьих заказников и не щадит памятники природы. Прочитаешь и подумаешь, что при таком подходе заказчика из всей зелени уцелеет только трава на футбольном поле — при условии, что поезд не пустят между центральным кругом и скамейкой запасных.
Но заказчик спохватился. Когда горожане явились на слушания, выяснилось, что варианты уже пересмотрены, магистраль на карте сворачивает от некоторых зеленых зон в сторону других, тоже не лишенных флоры и фауны. Общественность, готовившаяся дать отпор прежним вариантам, к новому оказалась не готова. Из президиума собравшимся то и дело напоминали, что сейчас лишь стадия предпроектных работ и что все будет продумано и учтено. Попытки обсудить, нужен ли вообще Казани этот поезд, не приветствовались: не для того, мол, собрались. И все же один из выступавших, гражданский активист Риф Зарифуллин, вышел на трибуну и назвал идею магистрали бредовой. Он считает, что сейчас, когда Россия остановилась в своем развитии, когда у нее и, в частности, у нынешней железной дороги много других проблем, не следует тратить такие деньги на сомнительный проект, сопоставимый по расходам со строительством КамАЗа и города Набережные Челны и заведомо убыточный.
— Нормальный человек, — сказал Зарифуллин, — за 4 тысячи на этом поезде не поедет, и железной дороге понадобятся субсидии.
Председательствующий на слушаниях министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин в порядке возражения сообщил:
— Нами проведено небольшое исследование, и оказалось, что 60% казанцев ни разу не были в Москве.
— Так, значит, им туда не надо! — последовала реплика из зала.
А кому надо? «Всё делается для того, чтобы какие-то клерки могли добираться от Москвы до Казани на поезде не за 12 часов, а за 3-4», — заявляет на одном из интернет-ресурсов член Общественной палаты Татарстана Юрий Алаев. Он предсказывает, что смета проекта за пять лет легко увеличится в пять раз и что мы с нашей незавидной экономикой простимулируем экономики других стран, заказав в Европе бесшовные рельсы и шпалы из композитных материалов.
Помимо прочего, проектировщики магистрали много говорят о защите от шума, которым будет сопровождаться прохождение нового поезда. Показывают на экране какие-то щиты и шумопоглощающие кассеты. Это правильно. Шума с этим поездом, похоже, будет много.