_В этой рубрике мы даем слово зрителям судебного процесса, которые посетили заседание по «Болотному делу» и им есть что сказать. Известным и неизвестным, знакомым с подзащитными и тем, кто их видит в первый раз. Сегодня о своих впечатлениях от заседания рассказывает друг обвиняемого Артема Савелова Михаил Болтунов, 34 года, промышленный альпинист._
О том, что был митинг 6 мая, я вообще узнал после того, как по телевизору увидел, что Артема задержали. Я знаю его с 90-го года, мы жили рядом. И тогда мне начали люди с района звонить: «Слышишь, такая фигня случилась…». Мы стали папу Артема поддерживать: он один остался, мамы у них недавно не стало, Артем каким-то макаром оказался в заключении.
Мне было не особо понятно, что на заседании сегодня происходило: зачем зачитывали, откуда какой ОМОН приехал? Адвокат (_Вячеслав Макаров — Е.Ф._) читал долго и подробно — все чуть не заснули. Я Виктору Ивановичу (_отцу Артема Савелова — Е.Ф._)задал вопрос: а к чему вообще все это? Я-то не при делах. Он мне объяснил, что вроде как эта информация важная по человеку, которого он ведет.
Ребята, вроде, веселые сидят, не грустят. Надежды не теряют. Артем там все улыбается. Значит, не все потеряно, если люди улыбаются, значит, не все плохо.
То, что пропустили в зал, — хорошо, снаружи стоит телевизор — тоже хорошо. Говорят, даже что-то было слышно. Злые, оскалившиеся лица приставов — ну к этому вся страна привыкла.
Виктор Иванович который суд подряд приезжает с вентиляторами, чтобы поставить их обдувать аквариум. Ну что сложно нашему государству, я не знаю, как их назвать, какими словами, разрешить выставить эти вентиляторы? (_Известно, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова оставила этот вопрос на рассмотрение судьи Натальи Никишиной. Она в свою очередь не против, но говорит, что розетки в зале не выдержат — Е.Ф._) В маленькой стеклянной будке по пальцам можно посчитать щели, через которые идет воздух.
Пытаться влезть в эту систему, на какие-то митинги ездить? Я, честно говоря, боюсь. Я знаком с нашей правоохранительной системой, сталкивался, я просто боюсь снова попасть в жернова правосудия. Единственное, что могу – подписаться в поддержку, придти на суд – все в общей пачке. А о политической составляющей этого дела даже знать не хочу. Как кому-то захочется, так и будет. Я в данной ситуации переживаю за Артема и таких же, как он.
**17:25** Допрос свидетеля окончен. Перерыв до завтра, 11:30
**17:20** — До мероприятия согласованная территория досматривалась? — спрашивает адвокат Зимина Максим Пашков.
— Да. Ничего найдено не было.
— Действовала ли толпа организовано при беспорядках? — задает вопрос Артем Савелов.
— Действовали организованные группы лиц.
— Известно ли вам, что до рядовых в оцеплении Болотной площади выставляли для сохранения зеленых насаждения?
Вопрос снят. Также судья снимает вопрос о том, знал ли Дейниченко, что люди на площади были напуганы.
— Удальцов призывал к сидячей забастовке? — спрашивает Кривов (так Дейниченко говорил на досудебному допросе)
— Призывал.
— Призывал ли прорывать оцепление? (как говорил в суде)
— Призывал.
— Одновременно и сидеть и прорываться?
— В указанной формулировке вопрос снимается.
**16:55 ** Адвокаты Ковязина задают вопросы относительно задержаний журналистов, потому что Леонид находился на площади как журналист, с удостоверением, вел съемку.
— Были ли конкретные указания по прессе? Если его задержали, что надо было делать?
— При помещении в спецтранспорт спрашивают, есть ли внутри журналисты, просят показать удостоверение.
**16:45 —** Доводилась ли до мэрии информация после составления плана? — спрашивает защитник Барабанова Шаров.
**—** Зона проведения мероприятия была полностью согласована с организаторами, до сантиметра, что еще было доносить?
Адвокат Руслан Чанидзе спрашивает, как обеспечивалась безопасность журналистов на мероприятии. По словам Дейниченко, журналисты заходили со стороны Большого Каменного моста, где входили vip-персоны.
**—** Могли ли журналисты свободно перемещаться и покинуть мероприятие?
**—** Со стороны зоны прессы было фактически свободное движение.
**—** Были ли задержания журналистов?
**—** Не могу пояснить.
Адвокат Бадамшин:
**—** Вы знаете лицо, которое координировало прессу со стороны организаторов?
**—** Не могу пояснить.
**16:18** Адвокат Аграновский берет слово:
— Кто отдал приказ выстроить кордон от Малого Каменного моста до сквера? Вы говорили, что это есть в плане, но мы его зачитали. Там ничего нет. Я повторяю свой вопрос.
— Около 18 часов я был за цепочкой, она уже стояла. Наличие данной формулировки я пояснить не могу. Когда делали расчеты, она предполагалась. Туда установили технику и резерв. Было бы алогично установить цепочку, как указывалось в плане.
— Что значит алогично?
— Сквер был выгорожен, проходов там не было, почему не установить там цепочку?
—А сотрудники в своей деятельности руководствуются логикой или приказами?
Судья снимает вопрос.
**16:07** — На заседании вы сказали, что проход на улицу Серафимовича был по паспортам. Однако в плане ни слова о предъявлении документов не было, лица, которые хотели уйти с акции, могли сделать это свободно. Откуда у вас такая информация?
— После нарушения порядка, был введен пропускной режим.
— От одного из организаторов вам стало известно, что собираются на площади установить палатки, вы заявили об этом в суде. Но и в плане говорится о том, что знали о палатках, то есть еще накануне 5 мая. Чем вы объясните то, что вы узнали об этом 6 мая, как вы говорили, непосредственно на площади?
— Предупреждение 6 числа было относительно участка у сцены, мы его проверяли.
**16:01** — У Лужкова моста стояли 14 рамок, которые должны были быть убраны на время прохождения колонны, а потом установлены обратно. Почему их не убрали?
— Ваша честь, я не помню, что написано в плане, можно еще раз попросить зачитать? — обращается Дейниченко к судье.
Макаров зачитывает и спрашивает:
— Почему же люди проходили досмотр дважды?
— Не могу объяснить, вопросу к начальнику участка.
Судья говорит:
— Адвокат Макаров, вы ходите получить от свидетеля больше, чем он знает?
**15:50** Адвокат Макаров дочитал План обеспечения порядка и безопасности. Теперь он задает вопросы по прочитанному: — На предыдущих заседаниях вы говорили, что цепочка стояла от Малого Каменного моста на угол сквера и уверяли, что это связано с планом, — говорит Макаров. — Однако по плану — она шла к парапету Большого Каменного моста на углу с Болотной площади.
— Наличие данной формулировки пояснить не могу.
**15:21** После перерыва адвокат Макаров продолжил зачитывать план. Адвокаты поясняют, что многочасовое чтение документа необходимо для того, чтобы задавать по нему вопросы. О неоглашенных в зале суда документах спрашивать нельзя.
**15:20** В перерыве отец Артема Савелова рассказал, что он привез в суд вентиляторы, чтобы установить их рядом с «аквариумом». Председатель Мосгорсуда оставила этот вопрос на рассмотрение судье Никишиной, председателю Замоскворецкого суда. Она тоже не против, но сказала, что розетками в зале пользоваться нельзя, они могут не выдержать. Обвиняемые по-прежнему сидят в духоте.
**14:20** План обеспечения безопасности еще не дочитан до конца, судья объявила перерыв на 40 минут.
**13:02** Далее зачитывает участки по маршруту следования колонн «Марша миллионов» от Калужской площади — и указания к начальникам этих секторов.
**12:54** Сейчас читает указания руководителю первого сектора (Калужская площадь) полковнику полиции Сапрыкину. По плану, 25% сотрудников должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и активной обороны (резиновая палка ПР-73). «Не допустить проноса гражданами спиртных напитков в стеклянной посуде, колющих, режущих, легковоспламеняющихся предметов».
Фото: Евгений Фельдман — «Новая»
**12:49** Макаров зачитывает лист с предписаниями по обеспечению порядка в условной «зоне 8»: на Калужской площади, Болотной площади и прилегающих территориях. Расстановка правоохранительных органов на этом участке, согласно плану: 12 человек от УВД ЦАО, 68 от УВО ГУ МВД, 50 от УВД по АО, 120 от ОПП ГУ МВД, 60 от столичного ОМОНа, 470 от ОМОНа регионального, 20 от ГИБДД, 700 от МУ МВД, 100 от военной части 3641, 600 от ОДОН, 200 от МГШ ПД, а также 1140 барьеров. _Руководитель зоны — полковник Смирнов. Он должен был проинструктировать личный состав, также обратить их внимание на профессионально грамотные и продуманные действия с целью исключения провокаций со стороны участников массовых акций и умение ведения правового диалога с ними._
**12:37** Адвокат Макаров зачитывает отдельные страницы плана, утвержденного начальником полиции ГУ МВД России по г. Москве Головановым. В нем также сказано о наличии информации о готовящихся несогласованных акциях оппозиции (напомним, ранее на заседаниях об этом говорил полковник Дейниченко, эта информация есть в его досудебном допросе).
**12:26** В связи с допросом Дейниченко, который входил в состав оперативного штаба и подписывал План обеспечения порядка, судья разрешает огласить страницы, посвященные обеспечению безопасности на участке Болотной площади.
**12:20** Адвокат Вячеслав Макаров, прежде чем приступить к допросу Дейниченко, просит огласить План обеспечения общественного порядка и безопасности в столице 6 мая 2012 года. Полковник Дейниченко на предыдущих заседаниях постоянно ссылался на него в своих ответах. Напомним, что согласно этому плану, сквер у Болотной площади должен быть огорожен, но организаторы и участники знать об этом не могли. План подготовили только в экстренном порядке в ночь на 5 мая, он носил служебный характер, поэтому до общественности и организаторов не доводился.
**12:14** Ходатайство удовлетворили, жену Ковязина допустили в качестве общественного защитника. Свою жену он не видел с марта, когда они расписались в СИЗО. Свиданий больше не давали.
**1:45** Руслан Чанидзе заявляет ходатайство о допуске в качестве общественного защитника Леонида Ковязина его жены Евгении Тарасовой. «Я так понимаю, следствие пошло по пути, когда общественных защитников выбирают, не чтобы участвовать в заседаниях, а только посещать изолятор, — говорит судья Наталья Никишина. — Я убедилась в этом примере Гражданова (общественного защитника Степана Зимина)». Никишина предполагает: то, что Евгения прописала и живет в Кирове, может создать трудности для постоянного посещения заседаний.
**11:00** Сегодня девятый день слушаний по «делу двенадцати», выделенному из «Болотного дела». Сегодня будет продолжен допрос свидетеля обвинения Дмитрий Дейниченко, 6 мая прошлого года он был заместителем начальника управления охраны общественного порядка ГУ МВД по Москве, ныне он занимает пост главы московского ОМОНа. Его допрашивают уже три дня, прочитать о них можно [здесь](http://www.novayagazeta.ru/politics/59046.html).
С утра в «Независимой газете» [появилась информация](http://www.ng.ru/politics/2013-07-16/1_boloto.html) о возможном «расширении» «Болотного дела». Источник издания в СК утверждает, что следователи проверяют задержанных 6 мая на Манежной площади и готовят их задержание.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»