Сюжеты · Политика

Все знали, но боялись сказать вслух

Новые разоблачения Эдварда Сноудена заставляют ЕС и США оправдываться перед общественностью и публично реагировать на то, что прежде обсуждалось кулуарно

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
Новые разоблачения Эдварда Сноудена заставляют ЕС и США оправдываться перед общественностью и публично реагировать на то, что прежде обсуждалось кулуарно
Американские секретные службы, как утверждает Сноуден, не только имели доступ к частной информации граждан, но также шпионили за брюссельской штаб-квартирой ЕС и его представительствами в Нью-Йорке и Вашингтоне. «Шпигель» публикует документ Агентства национальной безопасности (АНБ) от сентября 2010 года, в котором ЕС определен как «особая цель» разведки. Эта информация вскрылась как нельзя «вовремя»: на саммите «Восьмерки» 17 июня президент Барак Обама и глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу запустили колоссальный проект, который мог бы существенно изменить лицо мировой экономики: переговоры о создании зоны свободной торговли между США и ЕС.
Теперь европейские политики задумываются о целесообразности переговоров, которые и без того обещали быть напряженными и предполагали трудные компромиссы. Они стали похожи на игру в преферанс, когда партнер видел твои карты…
Баррозу и так на исходе мандата закидывают камнями, обвиняя в числе прочего в уступчивости американцам. «Мы не можем вести переговоры о гигантском трансатлантическом общем рынке, если есть хоть малейшие подозрения в шпионаже партнеров за офисами наших переговорщиков, — заявила его заместитель Вивиан Рединг. — Партнеры не шпионят друг за другом».
Следы прослушки телефонных переговоров в здании «Юстус Липисиус», где работает Совет ЕС и несколько раз в год собираются главы государств и правительств стран союза, тянутся в брюссельскую штаб-квартиру НАТО, где базируются агенты АНБ.
В понедельник Европейская комиссия выступила с официальным заявлением, потребовав у Вашингтона «полных разъяснений». Дипломатической службе ЕС предложено немедленно поднять этот вопрос перед американским правительством и проверить подлинность опубликованных в прессе документов.
До этого между Брюсселем и представительствами ЕС в Вашингтоне и Нью-Йорке состоялся интенсивный обмен секретными телеграммами. Глава дипломатии ЕС баронесса Кэтрин Эштон позвонила госсекретарю Джону Керри, предупредив о реакции Брюсселя.
Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что эти разоблачения, если подтвердятся, окажут серьезное влияние на отношения между ЕС и США, фракция «зеленых» призвала немедленно прекратить торговые переговоры с Вашингтоном и возобновить их только после подписания соглашения о защите данных, а возмущенные либералы требуют парламентского расследования.
Германская прокуратура начала расследование законности американских и британских шпионских программ. Германия — мотор экономики ЕС и, как выясняется, главный объект шпионажа со стороны США. По документам, попавшим в распоряжение журналистов «Шпигеля», АНБ ежемесячно контролирует в ФРГ около полумиллиарда телефонных переговоров, СМС-сообщений и электронных писем. Для сравнения: во Франции «только» два миллиона.
Разведка США считает Германию «страной третьего класса», то есть партнером, стоящим по надежности на ступеньку ниже Великобритании и Канады, и, следовательно, особым объектом наблюдения. Там еще остались американские военные базы времен холодной войны, там находилась «гамбургская ячейка» «Аль-Каиды», которая подготовила теракты 11 сентября 2001 года… Правда, одно дело — борьба против терроризма, другое — экономические отношения.
«ЕС теперь хочет выслушать администрацию США, — подчеркивается в заявлении Европейской комиссии. — Ясность и прозрачность — это главное, чего мы ждем от партнеров и союзников, и этого мы ожидаем от США».
Брюссель и основные страны Евросоюза будут прилагать все усилия, чтобы свести к минимуму последствия скандала. Европейские лидеры даже в этой деликатной ситуации не устают подчеркивать, что США их естественный союзник и главный стратегический партнер. В конце концов, подслушиванием и подсматриванием занимаются и страны ЕС, например, Великобритания со своей системой «Темпора» и даже Швеция и Голландия.
Новая информационная эпоха неизбежно сужает сферу секретности как в частной жизни, так и в государственной политике и бизнесе. Публикации Сноудена не открыли большой тайны. Скандал разгорелся из-за того, что вещи, о которых знали или подозревали, но не говорили, вылились в публичную сферу и требуют публичной реакции. У всех правительств есть общественное мнение, парламенты, оппозиция.
Но если ЕС и США могут договориться о правилах игры XXI века в торговле, то почему они не смогут договориться о соответствующих эпохе правилах игры в информационной сфере?
Брюссель