Сюжеты · Политика

Одни догонят, другие согреются

Главная интрига предстоящих выборов губернатора Подмосковья

Есть анекдот про старого петуха, который бежит за курицей и философски себя утешает: «Не догоню, так согреюсь». Сильно напоминает главную интригу предстоящих губернаторских выборов в Подмосковье. Есть уже считающий себя победившим кандидат Андрей Воробьев — и группа конкурентов, которые, похоже, участвуют в выборах исключительно для «сугрева»
Есть анекдот про старого петуха, который бежит за курицей и философски себя утешает: «Не догоню, так согреюсь». Сильно напоминает главную интригу предстоящих губернаторских выборов в Подмосковье. Есть уже считающий себя победившим кандидат Андрей Воробьев — и группа конкурентов, которые, похоже, участвуют в выборах исключительно для «сугрева».
Дело вовсе не в личностях кандидатов, которые в большинстве своем вполне приличные люди. И при определенных обстоятельствах вполне могли бы стать не самым худшим вариантом губернатора. Но вряд ли станут. Почему — чуть позже, а пока представлю кандидатов. Не всех, а только тех, у кого есть шансы хотя бы «согреться».
Именно они имеют гарантированную или гипотетическую возможность пройти муниципальный фильтр, чтобы в дальнейшем принять непосредственное участие в губернаторских выборах.
В Московской области кандидаты выдвигаются только политическими партиями, имеющими в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах. При этом кандидатам не обязательно быть членом какой-либо партии. Губернатором Московской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
В поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов муниципальных образований и (или) избранных глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области (муниципальный фильтр). Число таких подписей должно составлять 7% от общего числа указанных депутатов и охватывать 75% муниципальных образований. Значит, каждому кандидату надо собрать около 100 подписей. Именно этот иезуитский фильтр и превращает выборы в анекдот.
Без вариантов проходит Андрей Воробьев. Депутатов-единороссов в области почти 60%.
Вроде бы не должно возникнуть проблем у представителя КПРФ Константина Черемисова. Коммунисты имеют в муниципалитетах 8,4% депутатов. Но на «фильтр» приходится еще один «фильтр» — 75% от общего числа муниципальных образований. В 19 муниципальных образованиях КПРФ не имеет своих представителей. Тем не менее нет сомнений, что с кандидатом-коммунистом голосами поделятся.
Еще в более проигрышном положении — Романович и Шингаркин. У «Справедливой России» около 6%, у ЛДПР — и вовсе менее 3%. Тем не менее подписей им на «бедность» могут подать.
Совсем мало шансов пройти муниципальный фильтр у Глеба Фетисова и Геннадия Гудкова. Хотя теоретически у них такая возможность имеется. В области почти 22% кандидатов-самовыдвиженцев, которые формально являются самостоятельными фигурами. Но если сдуть пыль с «независимости» депутатов, то в большинстве своем увидим явственные контуры партии власти. Без ценных указаний «сверху» вряд ли они поставят подпись за «несогласованного» кандидата. Хотя всякое в жизни бывает. Если же подобное чудо случится, то, на мой взгляд, только Фетисов и Гудков могут стать реальными конкурентами Андрею Воробьеву.
Коммунист Константин Черемисов тоже мог бы побороться за пост губернатора. Для этого имеются все предпосылки. Честный и порядочный человек. Большую часть жизни служил в армии. В 1999 году был сокращен. Из коммунистической партии никогда не выходил.
— Честность и политика — понятия совместимые, — убежден Константин Черемисов. Возможно, в случае победы из него получился бы приличный губернатор. Однако…
Во-первых, Константин Черемисов медийно абсолютно не раскрученный персонаж. И главное, в партии не предпринимается серьезных попыток, чтобы переломить ситуацию. Во-вторых, вытекает из «во-первых»: КПРФ не заинтересована не только в победе, но даже в реальной конкуренции. Работает так называемая «система договоренностей». Может быть, сам Черемисов и рад бы пободаться на выборах, но партийная дисциплина…
Представителей ЛДПР и «Справедливой России», как сказал чуть выше, всерьез и рассматривать не стоит: передвижные декорации в театре имени «Единой России».
Итак, остаются Андрей Воробьев, Глеб Фетисов и Геннадий Гудков. У этой «тройки» могла бы получиться нехилая предвыборная рубка. Правда, по имеющейся информации, Фетисов понял, что муниципальный фильтр ему не пройти. И де-факто предвыборную кампанию прекратил. Только Геннадий Гудков аки лев пытается пройти через угольное ушко фильтра. Воля к победе налицо и на лице.
Они — кандидаты почти равных возможностей. Предвыборные программы в расчет не беру. Разница в них чисто стилистическая. А болевые точки Подмосковья хорошо видны и без рентгена: коррупция, земля, дороги, «точечная» застройка, экология. При этом я предполагаю, что сама выборная процедура пройдет относительно честно и прозрачно. Следовательно, выборы пройдут в стандартном режиме: «нравится — не нравится».
Даже при таком позитивном раскладе для конкурентов врио губернатора победа Андрея Воробьева будет практически безоговорочной. Фетисову не помогут его миллиарды, заработанные в прошлом, а Гудкову — бунтарское настоящее. У Воробьева пока нет первого, и точно не будет второго. Но в отличие от оппонентов у него есть волшебная палочка. Называется она просто и незатейливо — административный ресурс. Этот ресурс — данность нашего общества. И если он имеется, то грех им не воспользоваться. К тому же не все кандидаты от партии власти умеют грамотно и с выгодой для себя его употребить.
До недавнего времени административный ресурс использовался исключительно в одной плоскости. Заставить избирателя проголосовать за нужного кандидата. «Заставить» включал в себя, как правило, два компонента: принуждение бюджетников и фальсификации. Я думаю, что Воробьев хочет стать губернатором с помощью честной процедуры голосования, — тренд сегодня такой. Сам административный ресурс никуда не делся. Просто ему нашли другое применение. Депутатами манипулировать легче, чем избирателями. Не надо делать вбросов, увеличивать количество голосующих на дому. Всего-то — депутату только расписаться, а партия сама решит, кому и сколько отвесить подписей.
А сам Воробьев с помощью админресурса должен понравиться избирателю. Это, конечно, сложнее, чем распределять депутатские подписи. Тем не менее надо заметить, что в целом у него пока получается.
Во-первых, он играет на привычном избирательном поле своих оппонентов, поле протестного электората. Захватил его настолько основательно, что у конкурентов практически осталась только обочина. Уже несколько месяцев в поездках по области он встречается прежде всего с недовольными жителями, а не с административной массовкой.
Во-вторых, он не только обещает, но и реально решает некоторые проблемы избирателей. Выборы и юбилеи — пожалуй, единственные способы решения социально-экономических проблем в России.
В-третьих, он выбрал роль, которая мила и понятна советско-российскому менталитету. Добрый царь областного розлива едет к своим холопам, чтобы выслушать их жалобы и разобраться с нерадивыми боярами на месте. По отношению к своим боярам он не просто фамильярен, но и попросту груб. Унижение «нерадивых бояр» всегда пользовалось популярностью среди населения.
Не случайно Первый канал именно в таком контексте преподнес поездку врио губернатора в Балашиху.
Характерные диалоги
Местный житель: «Разметка нанесена таким образом, что здесь сплошная при повороте налево, мы не можем выехать».
Андрей Воробьев: «Что с этой разметкой? Объясни, почему сделали светофор, разметку не сделали?»
Глава Балашихи Юрий Максимов: «Эксплуатацией занимается управление федеральных дорог «Центравтомагистраль» по этому направлению».
А. Воробьев: «Слушай, дорогами занимаешься ты. Понял?»
Глава Балашихи Ю. Максимов: «Я знаю, Андрей Юрьевич».
А. Воробьев: «Дорогами занимаешься ты. Когда вы это сделаете?»
Глава Балашихи Ю. Максимов: «Сделаем в течение этой недели».
А.Воробьев: «Этой недели? Завтра, что ли?»
Глава Балашихи Ю. Максимов: «Конечно».
Ну как не проголосовать за такого кандидата?..