Сюжеты · Культура

Афиша

Культурные события следующей недели

Выставка «Степной ветер» в галерее «Коносьер» практически впервые познакомит столичных любителей искусства с творчеством самобытного монгольского художника Отгоо Бадама. Пятьдесят работ в самых различных жанрах, от портрета и пейзажа до исторических монументальных полотен, демонстрируют симбиоз академического реализма с экспрессией мазка и цвета, стихией, напоминающей о русских «классиках» Серове, Фешине, Малявине. Кроме живописного интереса, впрочем, картины Бадама вызывают интерес этнографический: своего рода летописи образов Монголии занимают в корпусе работ художника заметное место. Тут и изображения национальных костюмов, и постановочные сцены исторического быта, и степные ландшафты. Конечно, это махровый реализм, в традициях русской/советской школы живописи и рисунка, но — романтического толка. Много ли вы видели Монголии? Вот есть возможность посмотреть немного.
Ул. Мясницкая, 22, стр. 1. До 5 июля
Настоящий московский ансамбль «Мегаполис» постепенно завершает эпоху пластинки «Супертанго», которой группа прервала свое четырнадцатилетнее молчание три года назад. Возвращение получилось ярким и триумфальным — трепетный и драматичный альбом с умными и выстраданными песнями, очень мужской и предельно откровенный, стал одним из самых заметных музыкальных событий 2010 года. Сейчас Олег Нестеров со товарищи работают над «красивой, загадочной, чувственной новой музыкой», обещая к зиме подготовить новую программу, но уже сейчас исполняя понемногу свежий материал на концертах. Сегодня вечером группа закроет текущий концертный сезон выступлением в клубе «Альма-Матер». Без новых песен не обойдется.
Таганская пл., 12. Начало в 22.00
Отвязные французские рокеры из пригорода Парижа выступят в известном клубе в центре Москвы. Музыканты Deportivo объединяют жесткий гитарный рок с традиционной французской музыкой — страна, из которой они прилетают, угадывается по первым же аккордам. Дебютный альбом группы вышел в 2004 году и был продан в количестве 60 тысяч копий. С тех пор группа только набирает обороты.
Театральный проезд, 3. 22 июня, начало в 22.00
Еще одна французская группа Mustang началась с успешного союза ветерана французского диджейства Dj Renaud Deru (aka Cosy Mozzy) и студийного мастера Andy Faisca. Вместе они играют ретро-рок, и это — эстрада в ее лучшем виде. Их дебютный диск вышел в феврале 2011 года и сразу сделал их звездами французской клубной сцены. В Россию музыканты привозят новую программу.
26 июня в 21.00

Приношение Галине Вишневской

Галина Вишневская блистала на лучших оперных сценах. Ей посвящали свои произведения многие композиторы XX века, рукоплескали все культурные столицы мира. Анна Ахматова писала о голосе Вишневской, что он «…заливает алмазным сияньем, где-то что-то на миг серебрит, и загадочным одеяньем небывалых шелков шелестит». Начиная с января серия концертов — приношений великой певице, организованная ею же созданным в 2002 году Центром оперного пения, проходит в лучших залах обеих столиц, других российских городов и за рубежом. Сегодня вечером в Зале им. Чайковского состоится гала-концерт, в котором примут участие Юлия Герцева, Людмила Монастырская, Паата Бурчуладзе, Витторио Вителли, Бадри Майсурадзе, другие звезды мировой оперы. В программе — лучшие фрагменты оперной классики — арии и сцены из опер, в которых пела Вишневская в разные годы своей карьеры.
Ул. Садовая-Триумфальная, 4/31. Начало в 19.00
Суровые выходцы из парижского техно-подполья Black Strobe в последние несколько лет совершили поразительный эволюционный скачок. После ухода из проекта Ивана Смагге, полностью сконцентрировавшегося на диджейской карьере, бразды правления взял в свои руки обладатель убедительных усов и во всех отношениях грандиозный Арно Реботини. В результате группа вышла за узкие рамки прикладной танцевальной музыки и начала продвигать совершенно новый саунд, сочетающий в себе рок-н-ролльный драйв с расчетливой электроникой. Сочный танцевальный грув, филигранные гитарные соло и гротескно-мужественный вокал от маэстро Реботини делают свое дело: сложно найти на современной сцене группу, выдающую более энергичные и захватывающие «лайвы», одновременно проходящие по категории актуальной электронной музыки и почти стадионного рок-концерта. Коктейль из адреналина и тестостерона, мощь и напор в обрамлении своеобразного чувства юмора от французских ветеранов эйсид-хауса — почувствуйте все это нынче вечером в клубе Shakti Terrace на «Красном Октябре».
Болотная наб., 7, стр. 2 (Крыша). Начало в 21.00
«Руины индустриального» — это выставка объектов и видео, созданных за последние два года художником Владимиром Логутовым. Экспозиция выстроена как помещение, в котором собраны артефакты, оставшиеся после коллапса некой индустриальной территории. Искореженные и застывшие куски металла — немые свидетельства все еще длящейся катастрофы. А с экрана, словно из окна, доносятся взрывные отзвуки. Мелькают всполохи, оседает пыль. Утрачен мир, связующими звеньями в котором были провода и рельсы. От них остались лишь перекореженные металлические «скелеты». Дивный новый мир нематериального производства, не нуждающегося в цехе, прощается с миром «тяжести». Объекты из металла, тяжелые и грязные остатки большого взрыва, оборачиваются визуальным эффектом объемной глубины. Линейность стального железнодорожного рельса превращается в сложную складчатость скульптуры, в символ тяжести индустриальных средств производства. «Насладиться» концом индустриальной эпохи можно в галерее «Реджина».
4-й Сыромятнический пер., 1
История советских выставочных павильонов — это история архитектуры и тотальных инсталляций, грандиозный мировой смотр достижений разных стран, соревновательные командные выступления архитекторов, графиков, макетчиков, столяров, техников, шрифтовиков, фотографов, скульпторов, живописцев, кинематографистов, садовников. Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница» открыл 18 июня выставку об истории павильонов СССР, первая часть которой посвящена участию Страны Cоветов в международных выставках. Представлены макеты, архитектурные чертежи и эскизы, а также экспонаты-призеры выставок первой половины XX века в Париже, Кельне, Нью-Йорке, Брюсселе: фотографии Александра Родченко с эскизами Варвары Степановой (1925), снимок Макса Пенсона «Узбекская мадонна» (1937), скульптуры Георгия Мотовилова «Металлург» (1937) и Евгения Вучетича «Перекуем мечи на орала» (1958), географические карты из самоцветов (1937, 1939). Впервые будут представлены материалы из личных архивов художников Александра Лабаса, Рудольфа Кликса, Сергея Сива. Экспозиция в «Рабочем и Колхознице» хорошо передает самый дух того времени, запечатленный в архитектурных и оформительских решениях. Очень интересно.
Пр-т Мира, 123б. До 18 августа

Лебединые песни

1945 год. Неподалеку от Берлина сражается взвод советских бойцов. В перерывах между боями солдаты рассказывают друг другу о пережитом, и оказывается, что у каждого из них своя война: с ужасом и любовью, горечью и дружбой, потерями и встречами. В минуты, когда ненадолго умолкают автоматные очереди и канонада, они мечтают о будущем, таком желанном и одновременно неизвестном… Именно эти мгновения дают им силы для победы, для жизни в мире без войны. Спектакль Александра Лаптия по пьесе Алексея Дударева «Рядовые» в театре «Школа драматического искусства» 21 июня (а затем 6 июля) обращается к темам долга и веры, к той утрате и в то же время приобретению, которые переживает человек на войне. Названием постановке послужила крылатая латинская фраза cantus cycneus, что дословно можно перевести как «Песнь лебедей». Цицерон объяснял ее так: «…подобно тому, как лебеди, получившие от Аполлона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким благом будет для них смерть, и умирают с пением и с радостью, — так же должны поступать и все добрые и мудрые».
Ул. Сретенка, 19. Начало в 20.00
«Депеша» снова в Москве: 22 июня на стадионе «Локомотив» Depeche Mode представит российской столице свой последний альбом, вышедший в марте Delta Machine. Впрочем, точный сет-лист концерта неизвестен. Но при любом раскладе не обойдется не только без нового материала, но и без былых мегахитов, не потерявших свою актуальность ни на йоту. Технократическая отчужденность и эмоциональность «до крови», готические образы веры/кары/конца света от Мартина Гора и вполне себе стадионно-роковые возгласы и взмахи от Дэйва Гаана, а также строгий взгляд и мерный бит от Энди Флетчера — гарантированы. Остальное поклонники и так знают.
Ул. Б. Черкизовская, 125. Начало в 20.00
Группа с жизнеутверждающим названием «69FM — Радио Абсолютного доверия» себя ограничивать не любит и при общей свинговой составляющей подмешивает в свою музыку все что бог на душу положит, невзирая на градус и страну происхождения. Услышать безродных космополитов можно 22 июня в клубе Crazy Milk. Руководство клуба идентифицировало стиль коллектива как «балканский джаз», отчего гитарист Сергей Терехов срочно меняет французский кепи на белую шляпу и переводит тексты песен с испанского, французского и русского на сербский с помощью Google Translate, а за барабаны сядет великолепный Михаил Долгов, умудрившийся некоторое время назад поработать с Jamiroquai.
Ул. Б. Полянка, 54. Начало в 22.00

Св. Георгий в Кремле

В Москву привезли картину одного из величайших мастеров Возрождения: в рамках цикла выставок одной картины в посольстве Италии на минувшей неделе экспонировали «Святого Георгия» Андреа Мантеньи, который затем переехал в Оружейную палату Московского Кремля. Работ Мантеньи в российских собраниях нет, да и назвать художника известным широкой отечественной публике нельзя, притом что он является одним из ярчайших представителей падуанской школы с самобытной жесткой линеарной манерой письма. В ней он исполнял не только человеческие фигуры — Иисуса, святых Себастьяна, Якова или Георгия, — но и даже пейзажи, тщательно исследуя и выписывая каждый камень, каждый излом. «Святого Георгия» Мантенья написал, по одной из версий, в конце 50-х годов XV века, когда художник только перебрался в Мантую ко двору герцога Гонзага. По другой — дело было в начале семидесятых, после поездки художника в Тоскану в 1466 году. Также нет точных сведений о первых владельцах картины. Известно, что она была выкуплена в 1856 году из собрания Манфрина австрийским императором Францем Иосифом и передана в венецианскую Галерею Академии, где хранится по сей день, откуда и приехала в Москву.
До 18 июля
Индийская музыка очень разнообразна — от традиционного пения священных мантр и гимнов до национальных песен разных народностей страны (то, что в Старом и Новом Свете назвали бы фолк), от музыки Болливуда до классических инструментальных и вокальных произведений. В индийской классике превалируют два стиля: карнатик, южноиндийская традиция с упором на вокал и хиндустани, североиндийская, с ведическими корнями и большим персидским влиянием. Впрочем, радикальных отличий между ними нет: и тот и другой имеют в своей основе раги и талы — определенные мелодии и ритмы, исполняемые на традиционных индийских музыкальных инструментах вроде ситара и таблы. Музыканты, выступающие в стиле карнатик, утверждают, что их музыка более аутентична и свободна от внешних влияний. Музыканты хиндустани вспоминают Бегам Парвин Султану, вот уже более тридцати лет не уступающую никому статус непревзойденной в королевы североиндийского классического вокала. Широкий диапазон и чистота ее голоса в сочетании с одухотворенной экспрессией сделали певицу любимицей всей Индии. Звезда первой величины среди индийских мастеров искусств, она дважды посещала СССР в составе правительственных делегаций Индиры, а затем Раджива Ганди. 22 июня она выступит в Большом зале Московской консерватории.
Ул. Б. Никитская, 13/6. Начало в 19.00

Танцуют не все

26 и 27 июня в Паркетном зале Кремлевского дворца состоится шоу бальных танцев «Звездный дуэт». Да не испугает вас телевизионное название: на одном паркете встретятся не т.н. «звезды отечественного шоу-бизнеса», а двенадцать пар — многократных чемпионов мира, представляющих искусство бального танца разных стран. Программы первого и второго вечера разные и дополняют друг друга. Всего можно будет увидеть 60 легендарных номеров, давно получивших признание во всем мире.
Начало в 19.00
С 26 июня в Центре фотографии им. братьев Люмьер откроется выставка «Московские истории. ХХ век. Часть II» — заключительная часть большого проекта, посвященного жизни столицы за последние сто лет. (Премьера первой части состоялась в 2011 году.) Выставка представит главные события Москвы с начала 1960-х до конца 1990-х годов, которые изменили облик города и стали частью личной истории каждого москвича. Вереницы огней вечернего Нового Арбата, бесконечная очередь в мавзолей Ленина, рассекающая пополам Красную площадь, густые клубы пара над бассейном «Москва» и блеск куполов храма Христа Спасителя, встречи ветеранов у Большого театра и баррикады напротив горящего Белого дома, парящий над стадионом олимпийский мишка, сталь и мрамор величественных монументов ВДНХ и Ленинского проспекта… Среди 280 фотографий — образцы жанровой и стрит-фотографии, городского пейзажа, архитектурной и репортажной съемки таких мастеров, как Наум Грановский и Владимир Богданов, Юрий Абрамочкин и Виталий Арутюнов, Анатолий Болдин и Сергей Борисов, Александр Забрин и Андрей Князев, Владимир Лагранж и Игорь Пальмин, Владимир Филонов и Игорь Стомахин, а также многих других авторов. В день открытия выставки, 25 июня, пройдет презентация альбома «Московские истории. ХХ век», в который войдут лучшие фотографии обеих частей проекта.
Болотная наб., 3, стр. 1
Международная летняя театральная школа Союза театральных деятелей России в этом году проходит в седьмой раз. Восемьдесят молодых актеров из двадцати пяти стран участвуют в спектаклях, ставящихся в мастерских таких мэтров, как Анатолий Васильев, Александр Калягин, Лев Додин, Вениамин Смехов, Роман Виктюк, Вячеслав Кокорин, Вениамин Фильштинский и Гитис Падегимас. Выпускные спектакли школы можно будет увидеть уже на предстоящей неделе в Театральном центре на Страстном. В пластической постановке немки Уллы Гейгес «Против ветра» 24 июня драматические актеры, не имеющие специального хореографического образования, облачили в пластическую форму социальную комедию, придав особую остроту и драматизм обнаружению человеком в себе яркой индивидуальности. В кукольном спектакле «Перья» 25 июня режиссер Анна Иванова средствами современного визуального театра, вышедшего далеко за пределы традиционного театра кукол и соединяющего живого актера, разнообразные фактуры, звук, свет и магию, рождающуюся прямо на сцене из ничего, превращает старую детскую сказку в исполненный драматизма рассказ о семье, любви и силе духа, противостоящего опасным вызовам жизни. Мольеровский «Дон Жуан» в постановке Романа Самгина 26 июня — это современные, и искрометные притом, фантазии артистов на тему «Каков он, Дон Жуан, и в чем сила его обаяния?». А 27 июня Екатерина Гранитова-Лавровская представит «Сон в летнюю ночь», переплетая в спектакле философию и лирику Шекспира с острым юмором сегодняшнего дня. Вход на все постановки свободный.
Страстной бульвар, 8а. Начало спектаклей в 19.00