Аутентичная музыка, исполнение старинных сочинений на старинных же инструментах в гипотетически воссозданном стиле входит в моду и у нас. За последние годы мы уже слышали корифеев — и сэра Роджера Норрингтона, и Филиппа Херревеге («Страсти по Матфею» Баха), и Уильяма Кристи с его ансамблем «Цветущие искусства». Аутентичная музыка по-настоящему дается личностям неординарным, которые «звучат» уже сами по себе.
К ним относится британец Эндрю Лоуренс-Кинг — великий музыкант, ученый, просветитель. Женатый на русской, он частый гость в Москве. В этом году одну из «Золотых масок» получил спектакль Детского музыкального театра «Игра о душе и теле» по опере Эмилио Кавальери (1600 г.), где Лоуренс-Кинг музицировал с молодыми московскими музыкантами.
Сам он играет на… арфе! Ну, конечно, это не просто арфа, а валлийская — столь сложная, что владеют ею лишь энтузиасты, с головой уходя в звуковой мир предков.
Лоуренс-Кинг — жемчужина фестиваля «La Renaissance», и именно он открыл его в Малом зале консерватории программой «Shakespeare’s Musicke» (ошибки нет: именно так писалось при Шекспире).
При Шекспире перед комедией или трагедией в «Глобусе», рассказал Лоуренс-Кинг москвичам, давался целый часовой концерт. При этом каждую прибывшую важную персону ранга графа Эссекса музыканты встречали фанфарами.
И пока действие не началось, среди публики расхаживали торговцы, что запечатлено в хоровом сочинении Орландо Гиббонса «Кричалки Лондона». Что продавали? О, это само по себе песня: капусту и репу, уоллфлитских устриц, кочергу с серебряной ручкой, отраву для крыс, крахмал и отбеливатель, пирог с бараниной и горячее овсяное печенье, матрасы.
«Никто не видел серую кобылу с длинной гривой и коротким хвостом?», «Нет ли работы для лудильщика?», «Соль, мелкая белая соль!» — поют участники концерта.
Наконец фанфары возвещали о появлении королевы Елизаветы…
Музыка — единственное, что остается живого от канувших в Лету веков. По найденной на раскопках кривуле — остову древнейшего инструмента — не так уж трудно восстановить звуковые возможности. Можно сымитировать даже звучание лиры Орфея — ведь сохранилось столько изображений.
Вместе с ансамблем Ивана Великанова «Alta Capella» и вокалистами, обученными вести линию неотличимо от инструментов, зрители погружаются в XVII век.
Молодые московские музыканты под управлением Лоуренса-Кинга представили фрагменты «Двенадцатой ночи», «Песню ивы» из «Отелло», танец Майского шеста из «Сна в летнюю ночь», «Слезы муз» из «Генриха V» — всего 30 номеров. Чаще всего трагическая нотка в них сопровождается горькой усмешкой. «Утроба матери — гримерная, где мы наряжаемся для этой короткой комедии…» А вот каков ум гуляки, который «успокаивает» брошенную им девушку: «Чем больше женщин я увлеку, тем больше мужчин достанется тебе!» Удивительное свойство английской музыки — звучит бодрый мажор, а песня убийственно грустна.
Нотный манускрипт монолога «Быть или не быть» был найден в библиотеке Сэмюэла Пипса, автора знаменитого дневника и, по счастью, отъявленного меломана. В трагедии «Гамлет» на сцене монолог «To be or not to be», конечно, никто не пел, но эта своеобразная «ария» теперь достоверно свидетельствует о ритме, фразировке, интонации артиста «Глобуса».
Аутентичная музыка, убежден Лоу-ренс-Кинг, сродни джазу. «Конечно! Их же роднят ритм и импровизационность. И честность. Она доступна самой простой публике! Я, подобно джазисту, задаю темп — и мы играем. И у публики ноги пускаются в пляс — это главное».
Если спектакль зрителям «Глобуса» нравился, артисты снова выходили на сцену и еще танцевали. Свидетелем такого же беспредела стала и академическая консерваторская сцена. В глубине сцены Лоуренс-Кинг, сменивший в этот момент арфу на бубен, резко выкидывал руку с ним высоко вверх, удерживая общий ритм. Как поется в песне, «…и каждая леди скажет «да!».
Фестиваль продолжился в Рахмани-новском зале: с программой «Музыканты Рубенса» выступили ансамбли «La Fenice» (Франция), «Alta Capella» и Жан Тюбери, играющий на цинке — старинном корнете.
В Римско-католической церкви на Малой Грузинской 23 июня прозвучит «Музыка венецианских соборов» с участием ансамбля «Саnto Vivo» и Вима Бекю — солиста на сакбуте (прародителе тромбона). 25 июня в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря — программа средневековой музыки «Музыкальное путешествие Марко Поло»: Италия, Хорватия, Персия, Индия, Индонезия, Монголия, Китай.
Заключительный концерт — 30 июня в Рахманиновском зале: в программе «Проект да Винчи» испанец Гильермо Перес представит восстановленный инструмент, изобретенный автором «Моны Лизы».
Звуки, под которые она улыбалась.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»