В 2004-м его пригласили в народную команду как антикризисного менеджера, но после его ухода клуб впал в прострацию «вечного поиска». Первак живет футболом до сих пор. По нашей просьбе он рассказал о причинах скандалов в нем, деньгах «Газпрома», а также сравнил владельца «Спартака» и президента ЦСКА
Вот уже который год по окончании сезона складывается ощущение, что российским футболом управляют не те или те, но не так. Персоны, вроде президента ЦСКА Евгения Гинера или владельца «Краснодара» миллиардера Сергея Галицкого, — безусловные исключения из правил. «Анжи» Сулеймана Керимова — проект эксклюзивный в силу своей социально-территориальной ориентации, поэтому на него до сих пор лучше смотреть, чем обсуждать. Большая часть оставшихся клубов предпочитают либо по-тихому подъедать региональные бюджеты для сохранения прописки в премьер-лиге, либо отчаянно доить своих спонсоров, в особенности государственных, потрясая общественность оглушительными скандалами и невероятными обещаниями.
Московский «Спартак» здесь стоит особнячком. Будучи командой исторически народной, но клубом фактически частным, красно-белые вот уже который год безрезультатно мотаются по турнирным таблицам в поисках заветного чемпионского титула. Вот и прошедший сезон «Спартак» завершил на четвертом месте.
Бывший генеральный директор «Спартака» Юрий Первак согласен с тем, что одна из главных бед отечественного футбола — в его плохом управлении. В свое время в 2004-м его пригласили в народную команду как антикризисного менеджера. За короткое время он вывел команду из состояния «авгиевых конюшен» и начал период выполнения задач, а после его ухода клуб впал в прострацию «вечного поиска». Первак живет футболом до сих пор. По нашей просьбе он рассказал о причинах скандалов в нем, деньгах «Газпрома», а также сравнил владельца «Спартака» и президента ЦСКА.
— Проблема нашего чемпионата — в очень слабой организации управления на всех уровнях: от РФС и РФПЛ до самих клубов. А как может быть иначе, если нет нормального регламента — закона, по которому должен существовать футбольный мир страны. Вместо того чтобы собраться вместе, организовать рабочую группу и принять его наконец, идут какие-то бесконечные споры между РФС и премьер-лигой. Возьмите как образец английский регламент или немецкий, переведите его на русский язык, адаптируйте его немного и получите футбольное законодательство, где прописаны малейшие нюансы. После этого никаких споров не будет.
Если глава РФС Николай Толстых дальше будет руководствоваться этим законом — все разногласия исчезнут. Не надо будет больше договариваться. Нас перестанут за рубежом называть страной коррупционеров.
— У нынешнего главы РФС Николая Толстых репутация человека, который все делает исключительно по закону…
— Его уже тяжело воспринимать как «законника». На недавнем исполкоме РФС, где должны были обсуждаться острые вопросы, он самостоятельно изменил повестку дня, тем самым нарушив регламент. С Николаем Александровичем мне приходилось работать еще до «Спартака». Он в некотором смысле ретроград. В этом мире всё модернизируется, убыстряется, а у него — не меняется ничего. Так нельзя. Сейчас в футбол пришли большие деньги. Но нет результата.
Вместо этого масса скандалов. Вспомните хотя бы историю со снятием с «Зенита» трех очков после матча с «Динамо», когда в голкипера бело-голубых Шунина была брошена петарда. Зачем надо было идти в спортивный суд в Лозанне и оспаривать там это решение? Над кем хотели посмеяться?
— В итоге решение РФС снять очки с «Зенита» осталось в силе. Вообще скандалы, связанные с питерским клубом, здорово «украсили» прошедший чемпионат. То история с упомянутой петардой, то заявление о переезде клуба в Севастополь, то жесткий конфликт из-за разницы зарплат…
— Все это проблемы организационного характера. Похоже, что менеджеры клуба, скажем так, не совсем справляются со своими задачами. На этом фоне — огромное доверие к тренеру Лучано Спаллетти. Он занимается практически всем. А где в этом случае гендиректор? Почему игроки себя так ведут? Что с болельщиками происходит? Эти вопросы именно ему должны задаваться.
С тех пор как в «Зенит» пришли деньги «Газпрома», для клуба должно было наступить время планомерной, стратегической работы — «чернухи», как я ее называю. С утра до вечера ты должен быть готов ко всему. А так: у подчиненных или инвесторов к тебе вопросы — а ты в это время в Севастополь собрался. Странное поведение, не считаете?
Что касается болельщиков… Понятное дело, «Газпром» велик, и он, возможно, не хочет снисходить до них. А вот клубному руководству стоило хотя бы выслушать болельщиков.
Вообще не стоит рассуждать о том, что деньги, которые «Газпром» тратит на «Зенит», — народные. Главное здесь — в том, чтобы отдача от них была в том же общенациональном масштабе.
— «Газпром» стал инициатором создания объединенного чемпионата России и Украины — с годовым бюджетом, составляющим более 1 миллиарда долларов. По словам специалистов, продвигающих эту идею, только участие в этом первенстве поможет отечественным топ-клубам соответствовать требованиям УЕФА о финансовом фейр-плей.
— По-моему, руководство «Газпрома», а вернее, его окружение, весьма легкомысленно трактует вышеупомянутые требования. Главное условие финансового фейр-плей: клуб не может тратить больше, чем зарабатывает. В нашей ситуации «Газпром» должен распределить более миллиарда долларов между клубами. Не думаю, что деньги, полученные «просто за участие», УЕФА будет считать «заработанными». Попробовать оформить их как плату за телетрансляции? По схеме «Газпром» — «НТВ+» — клубы? Те же шейхи — владельцы «Манчестер Сити», уверяю вас, давно бы сделали для себя нечто подобное, «заключив» сказочный контракт, например, с «Аль-Джазирой». Но они знают, что в УЕФА работают умные люди, которые понимают, где есть процесс зарабатывания, а где — лишь создается его видимость. Если бы эти идеи не озвучивали очень серьезные и влиятельные люди — назвал бы их бредом.
— Вы вновь говорите о важности клубного менеджмента. Но, посмотрите, сейчас в «Спартаке» генеральным директором работает бывший переводчик Роман Асхабадзе — и ничего.
— А результат у команды есть? Болельщики и игроки в один голос говорят: нет. Вы посмотрите, кто в последнее время руководил «Спартаком»: Станислав Черчесов, Сергей Шавло, Валерий Карпин — безусловно, яркие и знаменитые личности, но без какого-либо опыта бизнес-проектов в России. Понятно, надо с чего-то начинать. Но не со «Спартака» же! Для тренировок есть другие клубы и лиги! «Спартак» — это бренд, с которым нужно обходиться осторожнее, чем с хрустальной вазой. Ни один клуб не имеет такой болельщицкой любви и народной истории. Поэтому и подход к нему должен быть соответствующий.
—Сомневаюсь, что Леонид Федун — владелец «Спартака» этого не понимает.
— Видимо, пока происходящее вписывается в его схему развития клуба. Может, Леонид Арнольдович ждет окончания строительства стадиона, а потом будет новый виток развития клуба. Но пока результат, к сожалению, не впечатляет. Тем более есть с чем и с кем сравнивать.
— Вы имеете в виду ЦСКА Евгения Гинера?
— Конечно. Евгений Леннорович в футболе 12 лет. (Леонид Арнольдович для сравнения — 10.) С момента прихода Гинера в ЦСКА клуб все время движется в одном направлении. Никто никуда не дергается и не дергает. У него четкие формулировки и правильное отношение ко всему. Гинер продвигал идею «осень—весна» — добился перехода. Хотел увеличить лимит — нашел возможность сделать. Хорошо или плохо это для всех — вопрос другой. Главное — он делает все возможное на благо своей команды.
Федун по деньгам может легко перебить Гинера. А вот в плане результата — пока вряд ли. Здесь очень многое решает ручное управление клубом. Гинер всегда держит руку на пульсе. У него все занимаются своим делом: директор — общим руководством, тренер — игроками, а он — политикой и деньгами клуба. Он не вмешивается в работу тренера, понимая, что при всем накопленном им опыте — его взгляд любительский. При нем Леонид Слуцкий вырос как созидатель. При всей своей эмоциональности в свое время заработал в ЦСКА и Валерий Газзаев. Гинер всегда находит возможности помогать команде, при этом ей не мешая. Есть и другой, прямо противоположной пример взаимоотношений в клубе.
— «Локомотив»?
— Да. Клуб развалили стремительно. Я поражаюсь тому, что работа президента клуба Ольги Смородской квалифицируется фактическим хозяином «Локомотива» — РЖД как хорошая. Болельщики возмущены, а глава компании заявляет, что все хорошо, — ведь у команды другие задачи. Какие задачи — никто не знает. При этом команда напоминает «Спартак» времен Андрея Червиченко, когда мы туда пришли: куча игроков, непонятные суммы трансферов, кто-то в аренде, кто-то еще где. Непонятный тренер Славен Билич. Поражаюсь, как они умудрились отрекомендовать его своему руководству как второго по силе наставника в мире. Сейчас опять пошли разговоры о том, что «Локомотив» ищет себе нового тренера. Зачем?
Есть наставник, который уже прошел через этот клуб. И это не Сёмин. Есть Бышовец. Бы-шо-вец. Который в свое время за короткий срок наладил вам всё: состав, результат, кубок вам выиграл. Чего вы бегаете? Кто-то клеймо на него поставил, что ли? Кто? Где бы он ни работал, всегда результат давал.
— Наверняка он и по зарплате будет дешевле, чем иностранные специалисты?
— Я не думаю, что он согласится за копейки работать, зная, сколько сейчас платят другим тренерам.
— А за сколько вы согласились бы вернуться в «Спартак»?
— Сомневаюсь, что мне поступит подобное предложение. В любом случае для меня всегда главными были те задачи, которые ставились перед командой. Вернее, одна из них — успешное выступление в Лиге чемпионов. А ради этого можно многим пожертвовать.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»