Дмитрий Травин , руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета
Великий инквизитор собеседник не хуже Ганди
Дело было на знаменитом Валдайском форуме. В числе именитых зарубежных политологов присутствовал там один знаменитый мыслитель, в недавнем прошлом властитель дум русской интеллигенции. Поскольку рассказывал он об этой истории приватно, я обозначу его инициалами И. Х.
Так вот, когда политологи уже изрядно утомились и перешли от пищи духовной к насыщению своих желудков, И. Х. сумел прижать в уголке национального лидера и стал ставить перед ним роковые вопросы российской действительности. Кто виноват в сырьевой направленности экономики? Что делать с протестным движением? С чего начать реформу политической системы? Как нам реорганизовать «Единую Россию»?
Национальный лидер по понятной причине утомился еще больше политологов и любого другого человека со столь роковыми вопросами послал бы… ну, скажем, к своим советникам. Однако И. Х. был властителем дум и в одиночку героически противостоял советской власти еще в то время, когда национальный лидер с трудом вступал в пионеры. А потому впитанное им с детства чувство уважения обусловило честный ответ. Лидер на минутку задумался, подозвал любимую собаку (чтобы послушала), отодвинул в сторону захмелевшего западного политолога (чтобы не подслушивал) и произнес небольшую речь. Я изложу ее кратко, выделив курсивом, принципиально важные места:
«Человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал. Он слаб и подл. Что в том, что он теперь повсеместно бунтует, выходит на Болотную, ведет себя как бандерлог какой-то?Это гордость ребенка и школьника. Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя. Но придет конец и восторгу ребятишек, он будет дорого стоить им. Они ниспровергнут храмы, раскачают лодку, устроят «оранжевую» революцию и зальют кровью землю.
Не ты ли так часто говорил: «Хочу сделать вас свободными». Хватит сопли жевать. Вот ты теперь увидел этих «свободных» людей.
Беспокойство, смятение и несчастие — вот теперешний удел людей, после того, как ты столько претерпел за свободу их! От мертвого осла уши они получат у нас, а не свободу. Ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества невыносимее свободы!
Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. На экономическом чуде, на авторитете национального лидера и на таинстве сопричастности великим победам предков. Сказано ими: «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали».И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо.
У нас все будут счастливы и не будут больше ни бунтовать, ни истреблять друг друга, как было при горбачевской перестройке или в лихих 90-х. О, мы убедим их, что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы своей для нас и нам покорятся. Мозги им надо поменять, а не политический режим. Тогда они станут робки и станут смотреть на нас и прижиматься к нам в страхе, как птенцы к наседке. И все будут счастливы, все миллионы существ — граждан Российской Федерации, кроме сотни тысяч управляющих ими. Нам придется пахать, как рабам на галерах, с утра до ночи».
Я мог бы и дальше излагать речь национального лидера, а также придумать, что ответил на это властитель дум, однако внимательный читатель уже наверняка уловил мою мистификацию. Не было, конечно, утечки с Валдайского форума. Я просто взял «Легенду о Великом инквизиторе» из «Братьев Карамазовых» Достоевского и процитировал с обильными сокращениями. Курсивом же выделил то, что добавил от себя или, точнее, не только от себя.
В общем, я изрядно нафантазировал. Однако надо признать, что переложение классики на современный язык помогает порой неплохо понять нашу жизнь. И, кроме того, меня в известной мере оправдывает сам национальный лидер. Он ведь жаловался как-то, что после смерти Ганди ему и поговорить не с кем. А я дал возможность высказаться перед самим И. Х.
Кто скажет, что этот собеседник хуже Махатмы, пусть первый бросит в меня камень.
Автор — научный руководитель Центра исследований модернизацииЕвропейского университета в Санкт-Петербурге
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»