Сюжеты · Экономика

Из пункта «З» в пункт… Пеший маршрут по Кодексу этики социальных работников

Пеший маршрут по Кодексу этики социальных работников

Сергей Смирнов , доктор экономических наук
Действия власти российской явно рассогласованы: если одна ее ветвь (законодательная) активно борется с ненормативной лексикой, другая ее ветвь (исполнительная) регулярно подает поводы для использования оной.
Знаете ли вы, что после принятия кодекса работники органов социальной защиты населения будут призваны исполнять массу его требований — от «а» до «с», исключая проштрафившиеся перед бюрократами «й» и «ё». Примеры — пожалуйста: «исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне», «соблюдать социальную справедливость и равноправно распределять социальные ресурсы», «соблюдать нормы служебной и профессиональной этики», «проявлять корректность и внимательность к гражданам», «защищать и поддерживать человеческое достоинство клиентов»… Стоит ли продолжать? Единственное, что цепляет глаз, — это стремление государства организовать и возглавить: последний пункт так и сформулирован: «развивать участие добровольцев». Но мы-то прекрасно знаем, что действительно добровольные движения зарождаются отнюдь не в госструктурах, которые впоследствии стремятся канализовать их. А вот в статье о служебном поведении запрещается курить «во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами».
Отнюдь не бросаю камень в огород многочисленных социальных работников. Ибо настоящий социальный работник — это во многом состояние души, призвание, а не бумажные формулировки очевидного. Но вот что скверно: бюрократы подстраховались и прижали их к ногтю: оказывается, «знание и соблюдение положений кодекса» становится отныне одним из критериев оценки качества его «профессиональной деятельности». Хочу спросить: где кодекс, а где реальная жизнь? Клиенты социального работника довольны, а он приходит к ним на дом в футболке, к которой (страшно сказать!) приколота белая ленточка, а не в одежде «общепринятого делового стиля, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность» (именно так!). А если пол надо помыть? Помыл, а потом на аттестацию, не успев переодеться. И не зная нетленное положение кодекса, что он «служит основой для формирования должной морали в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения». Заключение комиссии: «Не достоин!» Утрирую, конечно, но все же…
Разработчики хорошо подстраховались, по-видимому, и сами осознавая бесполезность результата своей работы. Почти страницу кодекса занимает список документов, на базе которых он был разработан. Помимо упомянутого указа президента там перечислены, не считая «иных», 9 конкретных документов — от Конституции Российской Федерации и федеральных законов до Международного кодекса поведения государственных должностных лиц — документа Генеральной ассамблеи ООН, между прочим. Часть из них, конечно, притянуты «за уши», но здесь возникает глобальный вопрос: а что, международные институты сами не являются частью мировой бюрократии и подчас оправдывают свое существование подготовкой безнадежно отставших от века нынешнего энциклик?
А вот Владимир Владимирович вполне мог бы скорректировать свой указ, увидев, к какому печальному результату привела реализация пресловутого пункта «З». И потребовать от своих подчиненных выполнения тех его пунктов, которые действительно могут повлиять на уровень и качество жизни вверенного народа. Ну прежде всего увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,4—1,5 раза. Критики моей позиции скажут, конечно: «Не хлебом единым!» А я отвечу: «Ну уж точно, не кодексом!»