Сюжеты · Политика

600 свидетелей защиты

Презентация доклада по материалам общественного расследования событий 6 мая прошла в переполненном зале гостиницы «Космос»

Мария Епифанова , «Новая газета»
Пока власти вот уже почти год ведут следствие по «болотному делу», упрятав за решетку 16 человек до решения суда, свою экспертизу провели правозащитники и активисты. Собрав воедино свидетельства 600 человек, они подготовили отчетный доклад, который представили 22 апреля на публичных слушаниях в гостинице «Космос».
Пока власти вот уже почти год ведут следствие по «болотному делу», упрятав за решетку 16 человек до решения суда, свою экспертизу провели правозащитники и активисты. Собрав воедино свидетельства 600 человек, они подготовили отчетный доклад, который представили 22 апреля на публичных слушаниях в гостинице «Космос».
Зал на тысячу человек неожиданно оказался забитым до предела, многие стояли в проходах. Состав гостей удивил: кроме типичных «обитателей Болотной», молодых активистов, завсегдатаев всех митингов и «оккупаев», было много пенсионеров и людей среднего возраста в костюмах, явно заехавших сюда после работы.
Организаторы выделили «Новой» свой стол для сбора подписей людей, готовых лично поручиться за фигурантов «болотного дела». На нашем сайте с конца марта свои подписи уже оставили более 8 тысяч человек. Во время публичных слушаний люди могли подписать бумажную петицию: вместо ip-адреса — верификация по паспорту. Подготовленных трехсот бланков оказалось недостаточно — к концу вечера пришлось извиняться и переадресовывать на сайт. Стремление поручиться за фигурантов дела объясняли по-человечески просто: кто-то сам был на Болотной и видел, как полиция без разбора запихивала людей в автозаки, у кого-то там были друзья или родные, а кто-то просто считает, что сажать до суда — это неправильно.
Публичные слушания начались с небольшого видеосюжета, собранного из материалов журналистов и многочисленных кадров любительской съемки 6 мая. Картинка существенно отличалась от того, что показывали в течение года федеральные каналы: девушки, которым заламывают руки; мужчина, закрывающий окровавленное лицо; молодой человек на асфальте, потерявший сознание после удара дубинкой.
Доклад, подготовленный к слушаниям, был составлен по результатам работы специальной комиссии, созданной правозащитниками и общественными деятелями, в их числе — Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Юрий Норштейн, Лия Ахеджакова и другие. На протяжении нескольких месяцев они искали свидетелей событий 6 мая, собирали их показания, а также фото- и видеоматериалы.
Сам доклад со сцены не читали — слишком длинный. С выдержками из него можно ознакомиться в том числе в «Новой» — в материале «Провокаторы в черном». Основные выводы доклада: изначально согласованная Болотная площадь в день проведения митинга оказалась частично перекрытой; на митинге присутствовали неизвестные молодые люди в одинаковых черных масках, которые начали прорывать оцепление; сотрудники полиции получили приказ о «подавлении массовых беспорядков» примерно за час до начала самих беспорядков. Даже с учетом того, что свидетельства формировались из воспоминаний очевидцев и с их слов, собранные воедино, они представляют интерес. К сожалению, не для следствия, которое пишет свою «историю»…
Для полноты картины пригласили организаторов марша, которые в один голос утверждали: беспорядки на Болотной — провокация при участии властей. Про «ребят в черных масках» вспомнил и Борис Немцов: по его словам, именно они затеяли давку, толкая в спины стоящих впереди людей. Геннадий Гудков, который во время «сидения» на мосту был в числе переговорщиков с правоохранительными органами, рассказал, что на все предложения расширить проход на Болотную ответ был один — «мы не хотим вести переговоры».
Кроме хронологии событий на Болотной со сцены прозвучали отрывки из писем ребят, которые сейчас в СИЗО. Их прочитали Лия Ахеджакова и Максим Суханов. Завершился вечер мини-концертом пианистки Полины Осетинской.
Вспоминая о событиях на Болотной, активисты и правозащитники призывали людей прийти на новую акцию — она должна пройти 6 мая, в день годовщины. Хотя сама дата уже вызывает споры: все-таки будний день — не самое подходящее время для массовых акций, а ведь именно численностью протестующих, как продолжают надеяться активисты, можно заставить власти услышать требование справедливого расследования.