Сюжеты · Культура

Афиша

Культурные события следующей недели

Дорогие любители шахмат!

С 21 апреля по 1 мая Российская шахматная федерация проводит турнир памяти четвертого чемпиона мира по шахматам Александра Алехина (1892–1946). Участие в турнире подтвердили нынешний чемпион мира Вишванатан Ананд и 14 чемпион мира, а сейчас №2 мировой шахматной табели о рангах Владимир Крамник, №3 Левон Аронян, претендент на звание чемпиона мира прошлого года Борис Гельфанд и многие другие гроссмейстеры из разных стран мира. В соответствии с регламентом турнира, Мемориал Алехина пройдет в два этапа — в Париже, где маэстро жил и работал в зените свой славы, и в Санкт-Петербурге, где в 1914 году на знаменитом Петербургском шахматном турнире началась его блестящая карьера. Местом проведения мемориала, по традиции, станут ведущие национальные музеи Франции и России. В Париже и Санкт-Петербурге вход на турнир будет свободным для всех желающих. В рамках турнира будет организована онлайн и видеотрансляция с комментариями на трех языках – русском, французском и английском.

Антивещество

Культовый британский коллектив Antimatter, по сути являющийся долгоиграющим проектом одного человека по имени Мик Мосс, вполне может претендовать на звание самой грустной группы современной рок-сцены, проводись такой конкурс. Балансируя где-то на — так и хочется написать: темной стороне — стыке эмбиента и готического металла, трип-хопа и акустических прогрессив-рок-экзерсисов, Antimatter добился успеха во многом за счет интересных мелодических решений песен и приятного тембра голоса Мосса, который поначалу был основным сонграйтером, а в последние пару лет и вовсе работает один, полагаясь, впрочем, на сессионных музыкантов экстра-класса. В их числе сегодня вечером на сцену клуба Plan B вместе с ним выйдет латвийская певица Вик Ансельмо, принимавшая участие в записи последнего альбома Antimatter с многозначительным названием Fear Of A Unique Identity.

Кружатся диски

Record Store Day — Международный день музыкального магазина, который празднуется ежегодно уже почти пять лет каждое третье воскресенье апреля. В разных уголках мира любители музыки, музыканты, работники и владельцы независимых музыкальных магазинов собираются вместе, чтобы хорошо провести время, послушать музыку, и главное, пообщаться между собой. В этом году замечательный магазин виниловых пластинок DiG, нынче делящий крышу с не менее замечательным книжным магазином «Циолковский», не остался в стороне от этой традиции и завтра, 20 апреля, приглашает всех желающих послушать несколько отличных групп, а именно нью-вейвовую Arm Author(начало выступления в 18.00), The Cavestompers со своим гаражным роком (19.00) и панков Scum City (20.00), а также и dj Maxijazzzz (Turntablehood) — все живьем.
Новая пл., 3/4, подъезд 7д.Начало в 15.00
Всего два раза, 20 и 21 апреля, на Малой сцене «Гоголь-центра»пройдет спектакль японского театра «Читэн» «Кориолан», уже успевший объехать полмира и принять участие в театральных фестивалях по всей Европе. «Кориолан» — самая поздняя трагедия Шекспира и одновременно последняя из его исторических и политических пьес. Но режиссера Мотои Миуру интересовали прежде всего не перипетии судеб римских героев, а заложенные в пьесе абсурдные моменты — и именно через них он постарался найти ключ к ее смыслу. Для Миуры это первый опыт работы над текстом Шекспира, и в своей постановке он играет сразу и с традиционной японской культурой, и с эстетикой античного театра, и с новыми сценическими формами. Актеры одеты в национальные костюмы, то и дело они скрываются под масками, словно пришедшими из театра Но. Вместе с тем саму структуру действия режиссер приближает к трагедиям Эсхила: конфликт героя и толпы он обостряет до предела, оставляя Кориолана наедине с хором из четырех актеров, в котором сливаются все прочие персонажи.
Ул. Казакова, 8.Начало спектаклей в 18.00
Скандинавские музыканты всегда были заметны на ниве современного джаза. Шведско-норвежский квинтет Atomicсовмещает в себе черты европейского академизма и экспрессии американского фри-джаза, активно сдабривая все это здоровым чувством юмора. Альбомы группы можно рекомендовать как вполне характерные и качественные образчики современного джаза, который может быть беспримесно традиционалистским и фундаментальным, и тут же — играючи, но со свойственной скандинавам нордической невозмутимостью мутировать в этакую нервическую «головоногу», в которой найдется место даже каверам — весьма своеобразным — Radiohead. Сами музыканты описывают свою музыку как «академическую лекцию, которая продолжается походом в ночной клуб». Завтра, 20 апреля, эти свободные художники и холодные — потому что с севера! — философы играют в культурном центре «Дом».
Б. Овчинниковский пер., 24, стр. 4.Начало в 20.00

Иннованты

В Государственном центре современного искусства идет интересная, в общем, выставка с унылым официозным названием: выставка номинантов VIII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация-2012». Интересна же она тем, что собирает в едином экспозиционном пространстве проекты молодых — по преимуществу и относительно — художников, чей уровень неровен, но вполне достоин: все выставляемые работы были отобраны специальным экспертным советом. Называть имена смысла нет: их много, и не все «говорящие». Стоит просто сходить посмотреть.
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2.До 5 мая
Страшно подумать, но ровно четверть века тому назад харизматичный Олег Скрипка впервые вывел на сцену ДК им. Горбунова свою, тогда еще не слишком известную группу «Вопли Видоплясова». Сегодня эта фамилия — Видоплясов — ассоциируется с задорной украинской бандой едва ли не в большей степени, чем с Достоевским. Густо замешивая панк-рок на этнических мотивах Малороссии, современные танцевальные ритмы с гопаком и прочим фольклорным элементом, «Вопли Видоплясова», или просто «ВВ», стали одной из самобытнейших команд постсоветской рок-сцены и определенно одной из лучших концертных групп. 20 апреля в концертном зале «Известия Hall»«ВВ» дадут большого праздничного жару, которым отметят 25-летие «украинских рок-плясок в России»
Пушкинская пл., 5.Начало в 20.00

Memento mori

В современной западной цивилизации тема старости, болезни и смерти табуирована, как никакая иная. Вытеснение ее из общественного сознания серьезно влияет на поведение и образ жизни людей, ведь размышление о смерти, осознание собственной смертности потребовало бы иной этики — уважения и внимания, скромности и сочувствия. Выставка «Размышляя о смерти» в «Манеже» объединяет работы художников из США, Китая, Японии, Германии, Дании и Албании. Это попытка очертить тему смерти ассоциативными средствами. Поэтому здесь нет изображений насильственной смерти. Задача не в том, чтобы преодолеть невыразимость смерти, но в том, чтобы понять, каким образом об этом невыразимом можно размышлять.
Манежная площадь, 1.До 26 июня
Венецианец Антонио Вивальдинаписал «Времена года»в 1723 году. Аргентинец Астор Пьяццолласоздал«Времена года в Буэнос-Айресе» в 1968-м. И практически сразу после этого начали появляться многочисленные интерпретации двух произведений, то осмотрительно сопоставляющие их, то смело и неожиданно сталкивающие. Временное пространство двух веков и разность стилей — concerto grosso классического европейского барокко vs авторски преображенное танго — не только не мешали этому, но, напротив, задавали вектор поисков точек соприкосновения и взаимопроникновения культурных явлений, контрастных между собой, но равно ярких для своего времени и для истории музыки в целом. Завтра, 20 апреля, скрипач Родион Замуруев и ансамбль солистов «Мобилис»будут искать единения Вивальди и Пьяццолы в Баженовском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».
Ул. Дольская, 1.Начало в 18.00

Альтер-книго

Чем является книга для современного читателя в эпоху интернета, гаджетов, высоких скоростей и технологий? Как не потерять тактильную связь с книгой и способность идти в ногу со временем? В рамках спецпроекта «Территория дизайна» молодые дизайнеры предложили свои концепты книги будущего, которые и демонстрируются на выставке «Альтернативная книга», открывающейся 15 апреля в Бродильном цехе «Винзавода». На примере лучших проектов видно, что книга вполне может оставить за собой функции сохранения и передачи информации при самом нетривиальном виде.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.До 19 мая
Интернациональный танцевальный коллектив Illstyle and Peace Productions не сказать, что известен в России. Об их исполнительском уровне The New York Times писала: его «можно сравнить с уровнем выдающихся балетных танцовщиков. Их тела парят в воздухе без всяких усилий, что требует невозможного от человеческого тела». Illstyle and Peace — это не балет в привычном, пусть даже самом передовом смысле, а довольно смелое сочетание различных направлений современного танца вроде хип-хопа и других техник исполнительского искусства, включая степ, диджеинг, битбокс. 21 апреля этот мультикультурный проект — на сцене Live Musiс Hall (бывший ДК МАИ) в рамках международного фестиваля «Хип-хоп на сцене VII».
Ул. Дубосековская, 4а/1.Начало в 19.00

Здесь и потом

Арт-проект Кирилла Серебренникова «Платформа» не предполагает границ между музыкой, поэзией, танцем, живописью, видеоартом и прочими видами человеческой деятельности, которые под определенным углом можно принять за искусство. 21 апреля в Цехе Белого на «Винзаводе» «Платформа»планирует видеопоказ фильма-танцаHere After режиссера Вима Вандекейбуса из бельгийской танцевальной компании Ultima Vez. Это кинематографическая адаптация спектакля Puur («Чистый»), который компания впервые представила на Авиньонском театральном фестивале в 2005 году и снискала успех у публики и критики. Эмоционально переполненные пластические образы, движущиеся под саундтрек итальянского композитора Фауста Ромителли и песни на стихи Дэвида Юджина Эдвардса заставляют зрителя переживать, через серию флешбеков, историю обособленной общины, где одержимый властью тиран приказывает совершить детоубийство. Фильм о страхе и о его разрушающем начале, о жизни и смерти, о вине и раскаянии, сожалении и отрицании, о власти и свободе.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6.Начало в 17.00

Перелет букв и спектакль в двух кладбищах

22 апреля в театре «Школа драматического искусства»откроется выставка фотоживописи Бориса Юхананова «Перелет букв из Тель-Авива в Иерусалим». Режиссер театра и кино, Юхананов, по его словам, понимает искусство фотографии не как отражение или документацию, а скорее, «как принятие и проявление», как поэзию. Представленные серия фотокартин и поэма были «приняты и проявлены» в одно лето одного года, став теперь одним целым. Выставка будет работать в два «присеста»: сейчас — до 30 апреля, а потом — с 22 по 31 мая, так как является частью театрального проекта режиссера «Стойкий принцип», совмещающий мистерию и перформанс. Премьера спектакля в трех актах, двух кладбищах и одном концерте по Пушкину и Кальдерону состоится 25 мая. Пока же 24 и 25 апреля в 19.00, а также 27 и 28 апреля в 14.00 можно будет попробовать «на зуб» предпремьерные показы.
Ул. Сретенка, 19
Третий фестиваль «Другое кино»открылся вчера одновременно в 26 кинотеатрах 23 городов страны. В столице фестиваль начнет работу 24 апреля в кинотеатре «35 мм»с премьеры Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» (20.00), в которой приняли участие российские актеры: Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Светлана Светличная. Это вневременная история обреченной любви, снятая, как это обычно бывает у Стеллинга, в притчевой манере — на этот раз это притча о неизбежности прощания. 25 апреля, зрителей ждет «Невидимый мир» (19.00) — коллекция киноновелл о тайнах времени и пространства от выдающихся режиссеров современности: Вима Вендерса, Тео Ангелопулоса, Мануэля де Оливейру и др. Кроме них в фестивальной программе: «Что-то в воздухе» (19.00), фильм француза Оливье Ассайаса, получивший приз Венецианского фестиваля за лучший сценарий; «Обезьяна» (12.30), сюрреалистическая комедия американца Джоэла Потрикуса, и «Власть убеждений» (18.00), о том, как выбор самого маленького человека может повлиять на самые большие события в мире. 28 апреля в 3D покажут «Автобиографию лжеца» (19.00), в которой голоса четырех ныне здравствующих участников легендарной труппы «Монти Пайтон» дополняют аудиозапись одноименной книги пятого, Грэма Чепмена, умершего в 1989 году. Последней будет показана интерпретация португальским режиссером Рита Азеведу Гомеш прозы французского денди и декадента Жюля Барбе д'Оревильи «Месть женщины».

Весенний концерт

Владимир Качан, помимо того, что известный актер театра и кино, сочинитель и исполнитель собственных песен, является обладателем весьма узнаваемого баритона, которым, среди прочего, были спеты незабываемая «Кавалергарда век недолог» из «Звезды пленительного счастья» Владимира Мотыля, да и другие хорошие песни, многие из которых написаны самим Качаном на стихи своего друга и однокурсника Леонида Филатова, а также поэтов Алексея Дидурова и Юрия Ряшенцева. 25 апреля в клубе «Гнездо глухаря» у Владимира Качана — сольный концерт, в котором помимо музыкальных номеров прозвучат отрывки из его книг, а также свежие пополнения коллекции забавных наблюдений.
Цветной бульвар, 20.Начало в 20.00
На своей странице в «Фейсбуке» Молодежный театр (РАМТ) ведет — фотографиями, видео с репетиций, сообщениями о всяких-разных событиях по ходу дела — обратный отсчет до своей большой премьеры: 25 и 26 апреля на сцене театра — «романтика навсегда», «Три мушкетера»по роману, как водится, Александра Дюма. Неувядающая история, знакомый сюжет о приключениях четырех друзей, для многих поколений ставший «прививкой» чести, верности и мужества, превращена в пластический спектакль, основу пластики которого составляют — ну конечно же! — фехтование и флирт. Режиссером спектакля стал основатель первой в России школы по сценическому фехтованию, постановщик боев, трюков и пластики во многих спектаклях и фильмах, актер и каскадер Александр Рыклин. А роль Д’Артаньяна — первая большая роль в театре молодого актера Дмитрия Бурукина.
Театральная пл., 2.Начало спектаклей в 19.00

Кто здесь?

Вечер весенней пятницы 26 апреля можно провести в Центре фотографии им. братьев Люмьер, где в рамках программы поэтических вечеров и творческих встреч «Баланс Белого» выступит группа «Ки? Туа!». Четыре длинноногие хулиганки, организовавшие китч-микс по-французски, управляются с парижскими хитами разных времен. Ловко лавируя между эталонными в жанре кавера Nouvelle Vague и, скажем, репертуаром радио Relax, «Ки? Туа!» — или Qui? Toi! — отменно хороши в стихии самоироничного нео-кабаре с отсылками к большеглазым 1960-м, мило-нелепому «Трио из Бельвиля», ска-диксиленду Andrew Sisters и наивному аккордеону в духе Яна Тьерсена.
Болотная наб., 3, стр. 1.Начало в 19.00



Вперед, Одиссей

В Манеже открылась выставка проекта «Книга художника/Livre d’artiste» — «Путешествие Одиссея». Термин «Livre d artiste» означает литературный текст с иллюстрациями художника, изданный небольшим тиражом, отпечатанный на специальной бумаге и оформленный определенным образом ( несброшюрованные листы, коробка, футляр). В данном случае это «Одиссея» Гомера с графикой Андре Массона, Марка Шагала, Ханса Эрни и Анри Матисса, хотя к поэме его рисунки имеют опосредованное отношение. Основатель нью-йоркского клуба иллюстрированных изданий Джордж Мейси заказал Матиссу иллюстрации к «Улиссу» Джойса. Зная, что роман имеет аналогии с «Одиссеей», Матисс выбрал для иллюстраций события из поэмы Гомера. Когда Джойс стал подписывать листы, он обнаружил, что Матисс романа не читал, и отказался подписывать остальные экземпляры. Зато иллюстрации Матисса стали классическими для «Одиссеи». Все работы для выставки предоставлены российскими коллекционерами Георгием Генсом и Борисом Фридманом.
До 22 мая 2013