На ежегодной конференции, посвященной Интернету, функционеры рунета вновь призвали государство к ответственному диалогу. И сформировали свой «КС»
17 апреля в подмосковном пансионате «Поляны» открылась интернет-конференция РИФ+КИБ 2013 — крупнейшее отраслевое мероприятие года, посвященное Интернету.
Тон конференции задал министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, заявив в своем выступлении, что представители российской интернет-отрасли и общественности не должны воспринимать негативно термин «регулирование интернета». «Сейчас складывается положительная ситуация, когда в диалоге с отраслью есть возможность перевести регулирование в конструктивное русло», — заявил он.
Кроме того, Никифоров коснулся темы «цифрового неравенства» между центром и регионами: «в России 35 городов с населением более 10 тыс. человек, которые не подключены к глобальной Сети волоконно-оптическими линиями связи, а операторы к ним не идут, поскольку это коммерчески невыгодно». Он сообщил, что министерство уже наметило источники финансирования отстающих регионов, пообещав перераспределить средства из давно существующего, согласно закону «О связи», фонда универсальных услуг связи и дополнительно направить на эти цели плату пользование радиочастотным спектром, которую отчисляет в бюджет Роскомнадзор.
Насколько отношения органов власти и отрасли далеки от идеальных, стало ясно из выступлений на дискуссионной секции, посвященной законодательству в области Интернета, состоявшейся сразу после пленарного заседания. На ней глава комиссии по правовым вопросам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Михаил Якушев сообщил, что в последние полтора года произошел качественный и количественный скачок в отношении законодательных актов, касающихся интернета. За это время принято или подготовлено к принятию 32 таких акта. По мнению экспертов РАЭК, многие из этих законотворческих инициатив ухудшают положение в интернет-отрасли. Он обратил внимание на то, что значительная часть этих документов принята без обсуждения с интернет-сообществом.
О том, что законы и постановления до сих пытаются игнорировать технические особенности построения Всемирной сети, напомнил присутствующим директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников. В качестве примера того, к чему это может привести, Колесников назвал действующую систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), в условиях, когда все больше интернет-ресурсов переходит на работу по шифрованному протоколу https. Спецслужбы могут записывать трафик по такому протоколу хоть круглосуточно, но что они потом с ним будут делать, если прочесть его практически невозможно?
К чему приводит игнорирование технических нюансов в законодательстве, особенно хорошо видно на примере закона 139-ФЗ, более известного, как «закон о черных списках». Тщательному разбору последствий его применения с ноября 2013 года был посвящен доклад Артема Козлюка, руководителя сайта «Роскомсвобода», специально организованного для мониторинга «черных списков». По решению различных инстанций на апрель 2012 года в Реестр было внесено 314 записей по запрещенным доменам и страницам. Но из-за заблокированных в связи с этим интернет-адресов под раздачу попало около 13500 сайтов, никаким боком с незаконными ресурсами не связанных, кроме того, что имели несчастье оказаться с ними на одном адресе. Итого КПД этого закона составляет менее 3%, причем само пребывание многих ресурсов в списке незаконных вызывает обоснованные сомнения – приведенные Артемом примеры неоднократно вызывали смех в аудитории.
В своем выступлении представитель «Википедии» Станислав Козловский заметил, что «народная энциклопедия» не собирается что-то блокировать и удалять по указанию регулирующих инстанций.
Статьи в ней могут редактироваться кем угодно – так почему бы представителям Роспотребнадзора и ФСКН просто не взять и не исправить сомнительные, с ее точки зрения, положения в таких статьях, как «Самоубийство» или «Курение каннабиса»?
На круглом столе «Интернет и законодательство», где прозвучали эти доклады, присутствовал один из главных инициаторов законов об Интернете сенатор Руслан Гаттаров. Он попытался напомнить собравшимся, что в свое время вести «черные списки» было предложено самой индустрии в лице РАЭК, но государство получило резкий отказ. Журналист Иван Засурский, один из ведущих «круглого стола», в ответ определил это, как попытку заставить отрасль нести ответственность за закон, который заведомо не работать не мог.
На заседаниях конференции также неоднократно упоминалась инициатива Министерства культуры, которое вознамерилась присоединить к «черным спискам» ресурсы, уличенные в незаконном копировании. Понятно, что сайтов в Сети, могущих попасть под такое обвинение, намного больше, чем посвященных детской порнографии или наркотикам. Потому такая инициатива в рамках существующей практики игнорирования технических реалий вполне может привести к тому, что Российский интернет попросту рухнет, не выдержав напора излишне ретивых цензоров.
В этих условиях ряд российских интернет-деятелей счел необходимым создать Межрегиональную общественную организацию «Ассоциация пользователей интернета» (АПИ), сайт которой (freerunet.ru) был открыт накануне конференции. В числе учредителей – ведущий «Эха Москвы» Александр Плющев, упоминавшийся журналист и общественный деятель Иван Засурский, представители РАЭК, «Пиратской партии России», юристы. Согласно «Уставу», среди задач АПИ «создание механизмов общественного контроля за соблюдением прав граждан в информационной сфере» и «создание и содействие созданию технических и организационных средств для защиты цифровых прав граждан».
АПИ собирается вмешаться в диалог отрасли и государства, взяв на себя обязанность формально представлять сторону рядовых пользователей. До сих пор их представлять было просто некому, а стихийные протесты любая власть – и далеко не только российская – давно научилась оставлять без внимания. А насколько общими усилиями удастся сделать власть хоть чуть-чуть более вменяемой, покажет время.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»