Правительство Ульяновской области закрыло журналистам доступ на еженедельные аппаратные совещания с участием губернатора Сергея Морозова под тем предлогом, что теперь их можно смотреть в интернете
В сообщении губернаторской пресс-службы сказано, что «в связи с организацией онлайн-трансляции заседания правительства участие журналистов в данном мероприятии не предусмотрено. За заседанием можно будет следить на сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области». Как пояснили в пресс-службе, пока это касается только аппаратных совещаний по понедельникам.
«Мы увидели, что журналисты не ходят на заседания к 7.30 утра, – пояснила руководитель аппарата правительства Ульяновской области Светлана Опенышева. – Чтобы все были в равных условиях, мы ввели такое правило: на заседания правительства журналисты больше не приглашаются, они смотрят их по интернету – мы живем в XXI веке! Никто пока не жаловался, что не смог посмотреть заседание».
Чтобы уравнять условия для журналистов, достаточно было бы принять положение об аккредитации, но в правительстве Ульяновской области его никогда не было и нет. Опенышева дает этому парадоксальное объяснение: «Мы и без того на 100 процентов открыты».
Решение правительства ставит доступ журналистов к информации в зависимость от наличия онлайн-трансляции и даже ее качества (устойчивости, разрешающей способности и ориентации веб-камеры и так далее). Собкор газеты «КоммерсантЪ» в Ульяновске Сергей Титов вспоминает несколько случаев, когда трансляция прерывалась: «Однажды из-за этого я пропустил важные моменты из выступления губернатора, потом пришлось по крохам собирать информацию. Если есть интернет-трансляция, то чем плохо, что журналист может еще и лично присутствовать? Не вижу логики».
По сути, ульяновская власть обусловила доступ журналистов к информации наличием у них подключения к интернету. В законе «О СМИ» об этом ничего не сказано, хотя бы потому, что он принимался, когда интернета в России еще не было. Невысокая скорость подключения, ремонт или переезд с квартиры на квартиру, просроченная абонентская плата – эти и множество других причин лишит репортеров доступа к информации, гарантированной законом. Как ни странно это сегодня прозвучит, но даже неумение или принципиальное нежелание журналиста пользоваться интернетом не влечет запрета на доступ к информации обычными путями.
Руководитель Московского отделения коллегии юристов СМИ Федор Кравченко считает решение ульяновского правительства незаконным. По его словам, закон «О СМИ» не предусматривает возможности замены личного присутствия журналиста на интернет-трансляцию.
Интервью и личные наблюдения – важнейшие составляющие репортажа. При онлайн-трансляции они становятся невозможными. «Перед заседаниями облправительства можно пообщаться с чиновником, задать вопрос, это хороший обмен информацией, – говорит Сергей Титов. – Можно сразу с десяток чиновников успеть опросить, что дает пищу для ума на целый день».
Ульяновский блогер Дмитрий Малых считает, что курс на «полузакрытость» принят на самом высоком уровне. Он ссылается на свои источники в правительстве, которые рассказывают о спущенном на этот счет документе. А руководитель интернет-ресурса «Диван Обломова» Евгений Карманов полагает, что региональной власти разонравилось играть в открытость, потому что открытость диктует свои правила.
На состоявшемся недавно семинаре «Открытый регион» с участием специалистов Всемирного банка было заявлено, что Ульяновская область вышла на лидирующие позиции в сфере открытого правительства.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»