Для чего Виктор Янукович помиловал Юрия Луценко, экс-министра внутренних дел и «полевого командира» Майдана
Соответствующая комиссия при президенте, которая получила указание безотлагательно рассмотреть правовую возможность помилования Луценко, даже охнуть не успела, а указ уже был подписан и на рассвете приведен в исполнение. Ворота Менской колонии, что в Черниговской области, приоткрылись, и Луценко в вышитой рубашке под кожаной курткой очутился — как сам сказал, к радости руководства исправительного учреждения! — на свободе. С диагнозами «диабет», «гепатит», «цирроз печени» и после перенесенной недавно операции на кишечнике. Из четырех «припаянных» лет он отсидел два с лишним.
Соратники, прежде всего — лидеры объединенной оппозиции, до последнего не верили в реальность подобного чуда. Потому приветственные букеты пришлось покупать буквально на ходу, на киевской трассе… Ведь Юрий Луценко, если представить иерархию непримиримых политических противников Виктора Януковича, разместился на втором почетном месте, сразу после Юлии Тимошенко. И как раз из-за него и Юлии европейцы не только сравнивали Януковича с Лукашенко, но предупреждали в форме ультиматума: пока в Украине есть узники совести, ассоциации с ЕС ей не видать!
«Президент угодил в ловушку», — утверждали эксперты, оценивавшие крепость политически мотивированного правосудия в стране. «Посадить у нас легко, зато выпустить…» Тем грандиозней оказался финал, не потребовавший аргументов «за» и «против», дополнительного изучения характера уголовного дела Луценко, обоснованности приговора и прочей чепухи, столь важной для стран, где закон — сродни иконе. В воскресенье, в праздник Благовещения, Виктор Федорович по-христиански взял да и простил грешника.
Впрочем, просьбу помиловать тяжелобольного человека выражали в разное время экс-президент Европарламента Кокс, бывший президент Польши и давний друг киевской власти, а также оппозиции Квасьневский, омбудсмен Лутковская, а также супруга Юрия — Ирина, ставшая на минувших выборах депутатом Рады по списку «Батьківщини». Сам герой дня ни о чем не просил, однако теперь мог, наконец, принимать поздравления.
Поздравления принимал и Виктор Янукович. Количеством и цветистостью они многократно перекрыли все приветы в адрес Луценко. Пока о благородстве и большом сердце президента вещали спикеры Партии регионов, хотелось вообразить, будто Виктор Федорович вытащил из узилища страдальца, упрятанного туда неизвестным тираном. Но когда и европейские чиновники высокого ранга с детским восторгом бросились хвалить президента Украины за приверженность идеалам демократии — воображение отказало напрочь…
Но так ли все просто с нашим ларчиком? Судимость с Луценко не снята, ходатайствовать об этом можно будет еще нескоро. Избираться на руководящие должности, даже в частных структурах, баллотироваться на выборах любого уровня ему запрещено до 2023 года. Однако Юрий Витальевич уже заявил о намерении включиться в политический процесс, причем в новом (или скорее старом, «домайданном») качестве. Он обещает «расшевелить» и организовать улицу, вырастить и воспитать второе поколение противников авторитарного режима.
Те, кто рассчитывал увидеть в «откинувшемся» Луценко уже не острослова и задиру, нередко заступающего за грань, но человека, до краев наполненного ненавистью, разочарованы. Но будут какое-то время терпеть, не закрывать гражданина на второй срок — за переход проезжей части на красный свет, например. Ведь президент Янукович собирается с его помощью сделать вильнюсский саммит Украина — ЕС в ноябре нынешнего года успешным. И въехать в новейшую историю евроинтегратором страны, по-прежнему лишенной реформ, с коррупцией, с олигархами и нищетой, с продажными судами. «Но Луценко-то на свободе!» Все как по сюжету веселой притчи про «купи козу — продай козу». Похоже, Виктор Федорович очень выгодно продает сейчас эту самую козу Европе. А Европа делает вид, что не замечает надувательства.
И что еще важно: Юлии Тимошенко помилования вслед за Юрием Луценко не видать. Ведь судебная процедура по ее очередному делу продолжается.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»