Известная формула «друзьям все, остальным закон» нуждается в уточнении и в определенном переосмыслении. Друзьям не только все, но и по закону, точнее, в рамках специального, под них написанного законодательства. Нет воровства земель, лесов, покупки дорогостоящей недвижимости, а есть «бесстыдство законных оснований».
Известная формула «друзьям — все, остальным — закон» нуждается в уточнении и в определенном переосмыслении. Друзьям не только все, но и по закону, точнее, в рамках специального, под них написанного законодательства. Нет воровства земель, лесов, покупки дорогостоящей недвижимости, а есть «бесстыдство законных оснований».
Среди таких столпов, как «Роснефть», «Газпром», Сбербанк, свое заслуженное место занимает и Управление делами президента. Государство в государстве, с инфраструктурой, недоступной простым смертным, обладающее огромными полномочиями, которыми его наделила высшая власть.
Из постановления правительства от 17 сентября 2008 года № 1370:
«и) осуществляет права по управлению и распоряжению находящимися в собственности Российской Федерации земельными участками, предоставленными Управлению делами Президента Российской Федерации и подведомственным организациям, в том числе:
принимает решения о прекращении прав на земельные участки, о предоставлении земельных участков подведомственным организациям в постоянное (бессрочное) пользование, аренду или безвозмездное срочное пользование, о предоставлении в собственность или аренду земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации».
В таком контексте земельная экспансия управления в Московской области обретает логику. Купить, продать, арендовать, отсудить землю с максимальной для себя выгодой. Действует управление на грани фола. Но кто эту грань заметит?
Весной 2010-го активно обсуждался скандал, связанный с переводом земель лесного фонда в границы городского поселения Одинцово по ходатайству РПЦ. Подобный перевод лесных земель в те годы был большой редкостью — всего четыре случая за десятилетие.
На этом фоне осталось незамеченным другое постановление экс-губернатора Громова о переводе земель лесного фонда площадью около 21 га в границы сельского поселения Успенское все того же Одинцовского района, которое было выпущено всего через девять дней (3 и 12 марта 2010 года соответственно).
Но именно второе постановление можно считать «пробным шаром» перед массовой вакханалией по переводу лесных земель в следующем году. «Пробный шар» запустил ФГУП «Рублево-Звенигородский ЛОК», подведомственный УДП (а значит, Кожину и Медведеву).
Хотя второе постановление о переводе земель было подписано Громовым позже, все согласования появились гораздо раньше, чем по ходатайству РПЦ. Перевод земли для УПД прошел в районе Николиной Горы — деревни Маслово. Последующие массовые присоединения лесных земель состоялись как раз в районе этой деревни и проводились по схеме УПД. В случае с РПЦ основанием для перевода были не только заключение главы поселения, согласие Рослесхоза, но и результаты публичных слушаний. В схеме управления делами президента публичные слушания уже отсутствуют. Они не позволят сделку сохранить в тайне.
Дальше проводится стремительная комбинация.
4 августа 2010 года глава УДП Игорь Кожин (президентом в то время был, как известно, Дмитрий Медведев) издает приказ № 296 «О расторжении договора аренды земельного участка (того самого. — Ред.) по соглашению сторон» с тем самым ФГУП «Рублево-Звенигородский ЛОК».
В приказе говорится о необходимости «предоставить в безвозмездное срочное пользование сроком на 11 месяцев» все тот же участок лесных земель все тому же ЛОКу «для… возведения объектов для осуществления рекреационной деятельности, сооружений для отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений».
С этой целью Игорь Кожин приказывает в недельный срок зарегистрировать расторжение предыдущего договора аренды и в двухнедельный срок подготовить проект нового договора.
Уже на следующий день, 5 августа, «Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, находящимся в федеральной собственности», зарегистрирован в реестре УПД под № БСЯ/10-45з. Оперативность космическая. Еще одна деталь. При заключении договора сроком на 11 месяцев не требуется государственная регистрация. С учетом того, что контора господина Кожина с армией юристов просто так ничего не делает, значит, именно такой договор зачем-то был нужен. Как предполагают специалисты, он может облегчить в дальнейшем оформление в собственность и земли, и построек.
Зато есть ответ, зачем Кожину понадобился перевод земель лесного фонда в границы поселения. Формально вроде бы ничего не изменилось. И в том, и в другом случае вид разрешенного использования остался неизменным — рекреационная деятельность.
И почему в таком случае формальный защитник и охранник дает согласие на подобный перевод? Внятного ответа на этот вопрос газете получить не удалось. «Контора» ушла в «несознанку».
«Согласование Федерального агентства лесного хозяйства по включению участков земель лесного фонда в земли населенных пунктов не является нормативным правовым актом и не подлежит опубликованию в средствах массовой информации».
А чем тогда является согласование? Государственной тайной?
Вся штука заключается в том, что, пока земли находятся в Лесфонде, законно вырубить лес практически невозможно. При переходе лесных территорий в границы поселений деревья вырубаются на раз-два. Достаточно согласия местной администрации.
И 2 августа 2009 года глава сельского поселения Александр Смирнов направляет губернатору Борису Громову заключение «о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта».
Не о своем кармане думают чиновники, а исключительно озабочены благополучием вверенного им населенного пункта:
«Целесообразность включения рассматриваемого земельного участка… обусловлена необходимостью реорганизации сложившейся близлежащей малоэтажной застройки в высоко комфортную современную систему рекреационно-парковой, общественно-деловой и жилой застройки»… уже 9 августа администрация Одинцовского района издает постановление № 3006 за подписью бывшего руководителя администрации генерала ФСО Николая Кондратюка, в котором дается разрешение на «вырубку сырорастущих, аварийных, санитарную рубку сухостойных деревьев, уничтожение живого напочвенного покрова лесной части природных территорий на площади 9070 кв. м под строительство оздоровительного комплекса «Маслово».
А 31 августа собирается комиссия в составе главы поселения, и.о. председателя комитета по охране природы администрации Одинцовского района и гендиректора ФГУП «Рублево-Звенигородский ЛОК». Походили по лесу, посмотрели деревья и пришли к выводу: состояние живого напочвенного покрова оценивается как неудовлетворительное. Также подсчитали, что для оздоровления необходимо вырубить 994 дерева. На гектаре лесной площади не нашли ни одного здорового дерева. Что-то мне подсказывает, что если бы захотели вырубить лес на всей площади (21 га) участка, то комиссия вновь не нашла бы ни одного здорового дерева.
По мнению лесников, в ближайшие 3—5 лет лесные территории в этом районе (сельское поселение Успенское) в той или иной форме (аренда, самозахват) перейдут в частные руки, чтобы затем: вырубить лес — построить дома, дороги — нарубить бабла. Для этой цели все средства хороши. В том числе бесстыдство законных оснований.
В качестве эпилога. В ноябре прошлого года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил управляющему делами президента России Владимиру Кожину орден Сергия Радонежского (I степени). Высокой награды Кожин удостоен за труды во благо Русской церкви и в связи с завершением строительства Дома паломников.
От редакции
Когда материал готовился к публикации, в интернете появилась статья Олега Лурье «Откуда у управляющего делами президента недвижимость на 50 миллионов долларов?», в которой автор выдает сенсационную новость: господин Кожин за бесценок купил почти 8 га земли в Одинцовском районе. «Новая газета» об обстоятельствах приобретения этого участка рассказывала почти год назад.
Нет, мы не против того, чтобы журналисты продолжали исследовать тему земельных владений высокопоставленного чиновника. Вода камень точит. Мы немного о другом — об этике отношений. Журналист, занимающийся расследованием деятельности (все по закону) управделами президента, не мог не знать о наших публикациях на эту тему. Если не знал, то расследование тогда проведено халтурно. И Олег Лурье не задавался бы недоуменным вопросом, каким образом «земли… вдруг превратились из «федеральных нужд» в «для дачного строительства». Волшебство, да и только».
Если бы журналист обратился к нам, мы бы с удовольствием поведали, как случилось такое «волшебство». Тщательнее надо работать, коллега.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»