Сюжеты · Политика

«Генерала леса» настигли в подвале

Ирина Гордиенко , специальный корреспондент
«Генерала леса» настигли в подвале Спецслужбы объявили о ликвидации Ибрагима Гаджидадаева
Два дня в Дагестане идет охота за «генералом леса» лидером гимринского джамаата 38-летним Ибрагимом Гаджидадаевым. В республику в срочном порядке прилетел министр МВД Владимир Колокольцев, ожидали главу Совбеза Патрушева, а родовое селение Гаджидадаева Гимры блокировано военными, «во избежание волнений».
Национальный антитеррористический комитет объявил о ликвидации Гаджидадаева. Но подтверждающей информации на момент подписания номера не поступало. В 2007 году силовики его уже «хоронили».
Спецоперация в пригороде Махачкалы началась в 6 утра 20 марта. Спецназ ФСБ и силы дагестанского МВД заблокировали частный дом в поселке Семендер. В течение дня из дома были выведены женщины и дети, и около полуночи начался штурм. В ходе перестрелки погиб один спецназовец, а в самом доме начался пожар. Ближе к утру выяснилось, что под домом оборудован хорошо укрепленный бункер, где и скрываются «гимринские».
Утром 21 марта спецоперация возобновилась, но стреляли из гранатометов больше для того, чтобы расчистить удобные подходы к бункеру. Затем саперы запустили туда «ползунка» — специальный робот с камерой. В первых двух помещениях машина и засняла тела четырех боевиков.
За всю четырнадцатилетнюю историю вооруженного конфликта в Дагестане Ибрагим Гаджидадаев слыл самым популярным абреком, а его небольшой гимринский джамаат — самой дерзкой и боеспособной группой. О ее похождениях местное население слагает легенды.
Строго говоря, группа называется гимринско-балаханским бандформированием, по названию двух соседних сел в горном Унцукульском районе республики.
Ибрагим Гаджидадаев выходец из известной семьи, его отец долгое время работал директором школы, один дядя мэрствовал в Буйнакске, другой — известный историк. Сам Гаджидадаев начинал спортсменом, профессионально занимался ушу-саньда и несколько раз становился чемпионом Европы. Знакомые характеризовали его как «человека замкнутого, но бесконфликтного», тренеры предрекали блестящее будущее.
Все изменилось в середине 90-х: после нескольких поездок в воюющую Чечню, где он тесно сошелся со своим односельчанином Газимагомедом Магомедовым, Гаджидадаев вдруг решил уйти из спорта.
Прошедший первую чеченскую войну, Магомедов стал впоследствии не только депутатом дагестанского парламента, но и пользовался большим авторитетом у набирающего силу салафитского подполья. Именно под его влиянием Гаджидадаев и перешел в 2004 году на нелегальное положение. Как выяснилось позднее, Магомедов был еще и агентом ФСБ и якобы поставлял в лес оружие со встроенными маячками. По этой причине в 2007 году набравший силу и вес Гаджидадаев и убил влиятельного депутата. А затем, чтобы предотвратить кровавые распри между семьями, передал его родственникам видеопленку, где объяснил, по какой причине сделал это.
После смерти Магомедова Ибрагим Гаджидадаев стал полновластным хозяином Унцукульского района, горные села которого и в советские времена жили своим укладом.
Все, что происходило в районе, где расположена крупная Ирганайская ГЭС, а также стратегический Гимринский тоннель, связывающий горы с равниной, контролировал гимринский джамаат.
Энергетики не выплачивают жителям селения Унцукуль компенсации за затопленные дома? Гаджидадаев «штрафует» их на 25 миллионов рублей. Реконструкция Гимринского тоннеля застопорилась из-за конфликта местных жителей со строителями? Гаджидадаев приходит, и строительные работы возобновляются на его условиях. Надо защитить Ирганайскую ГЭС от терактов? Начальник станции приглашает на работу отца Гаджидадаева. Большинство административных назначений за эти годы волей-неволей согласовывались с «ночным» хозяином. Его человеком является и нынешний председатель районного собрания Магомедхабиб Магомедалиев, назначенный на этот пост в 2012 году (тот самый человек, который фигурирует в последних сводках НАК из района, где сейчас проходит спецоперация).
Известен личный кровавый конфликт Гаджидадаева с главой дагестанского МВД Адильгереем Магомедтагировым. Министр десять лет держал всю республику под железной пятой. А в 2009 году Гаджидадаев все же выиграл эту битву, за которой шлейфом тянулись взрывы и спецоперации. Министр был застрелен в Махачкале.
В «лесной» табели о рангах Ибрагим Гаджидадаев всегда стоял особняком, никому не подчинялся и имел сложные отношение с чеченскими боевиками, в том числе и с Докку Умаровым. В 2009 году, после убийства очередного амира Дагестана, он отказался возглавить республиканское подполье, предпочитая действовать по собственному усмотрению. Он избегал участия в терактах, предпочитая крышевать одних бизнесменов и чиновников и обкладывать данью других.
На момент подписания номера спецоперация в поселке Семендер еще не была завершена, спецтехника продолжала исследовать бункер.