Сюжеты · Спорт

Сергей ОВЧИННИКОВ: Я возглавлю «Локомотив»

Тренер вратарей сборной России — о молодых футболистах, Фабио Капелло и главном вызове в своей карьере

Дарья Кобылкина , Корреспондент
Завершив прошлый год абсолютным количеством побед с нулем пропущенных мячей, сборная России продолжит выступление в отборочном турнире к чемпионату мира-2014 поединком с Северной Ирландией. О настроении команды, ее нынешнем поколении и секретах главного тренера Фабио Капелло рассказал накануне ответственной игры тренер вратарей сборной России
Завершив прошлый год абсолютным количеством побед с нулем пропущенных мячей, сборная России продолжит выступление в отборочном турнире к чемпионату мира-2014 поединком с Северной Ирландией. Несмотря на достижения, носить национальную команду на руках пока не спешат — слишком часто такая преждевременная радость оборачивалась полным разочарованием. О настроении сборной, ее нынешнем поколении и секретах главного тренера Фабио Капелло рассказал накануне ответственной игры известный голкипер Сергей ОВЧИННИКОВ.
— К встрече с ирландцами, как, впрочем, и другим играм, все мы подходим с отличным настроением. Многие успели отыграть в еврокубках и первых весенних матчах сезона. Лично я остался доволен и качеством продемонстрированного в них футбола, и результатом, и интригой. Конечно, обратил внимание и на российских вратарей, потенциальных кандидатов в сборную, которые дали лишний повод для размышлений тренерскому штабу.
— В воротах практически всех команд премьер-лиги россияне, но новых имен после Шунина мы так и не услышали. Почему?
— Априори не может быть много высококлассных вратарей. Тем не менее не соглашусь, что у нас нет таких на подходе. Лобанцев, Фильцов в юном возрасте играли за основные составы своих команд, так что резерв, определенно, есть.
— Насколько сильно сегодня меняется игра вратарей?
— Существовать в современном футболе им стало гораздо сложнее, в силу разных причин — и мячи другие, и правила изменились, сама игра стала динамичней. Пока вратарское мастерство не способно противостоять качествам полевых игроков.
Не думаю, что травмы наших вратарей-сборников в прошлом сезоне сильно повлияли на общий настрой голкиперов. Все действия на поле выполняются механически, чувство страха отсутствует. Такое амплуа в принципе подразумевает невозможность где-то струсить, поберечь себя. Я не назову это риском или героическим поступком. Это работа, вратарь должен уметь защищать и свою команду, и себя.
— Вы не поддерживаете тех, кто попрекает футболистов их зарплатами, наоборот, утверждаете, что меркантильность — плюс к карьере.
— Не скажу, что футболисты зарабатывают большие деньги, скорее небольшие, если сравнивать с бизнесменами или чиновниками. Я бы не сказал, что эти деньги развращают молодежь. Сейчас футболисты — умные, умеющие распоряжаться деньгами не ради развлечений, а зачастую для содержания своих родителей и детей.
— То есть повышение зарплаты Денисова или переход Соловьева в «Зенит» — абсолютно нормальные вещи?
— А кто из нас не просил у руководства повышения зарплаты? Наверное, любой человек, который продвигается по карьерной лестнице и чувствует в себе возможности для реализации, рано или поздно ставит перед руководителями вопросы об изменении заработной платы или условий труда. Конечно, не всегда можно оценивать адекватно свои способности — это уже задача руководства. Так что это истории взаимоотношений клубов и игроков. Это было всегда — и сто лет назад, и сейчас. Это ни хорошо и ни плохо, это реалии.
— На данный момент мы столкнулись с тем, что наши игроки перестали стремиться попасть в зарубежные чемпионаты. А те, кто до сих пор в них играет, не рвутся домой. Почему ваш бывший одноклубник Марат Измайлов, при Капелло вернувшийся в сборную, предпочел перейти в «Порту»?
— У каждого свои причины: кому-то нравится жить за границей, кто-то не может трудоустроиться на родине, плюс существуют определенные обязательства перед клубами. Раньше негодовали от того, что все уезжают, теперь недовольны тем, что остались.
Марат — парень рассудительный и, наверное, видел развитие своей карьеры в Португалии. Да и в России, несмотря на бытующее мнение, на нем никто крест не ставил. Он достаточно молод, все у него впереди, не исключено, что и возвращение в Россию.
— Раз уж мы затронули Португалию, когда в России появится свой «Порту» — частный клуб с доходами и титулами, выращивающий футболистов высокого уровня?
— Ну, когда-нибудь появится, обязательно… «Порту» тоже не за два года сформировался. Это клуб с богатыми традициями, а значит, стабильностью. У нас этим могут похвастаться «Спартак» и ЦСКА. На данном этапе проект никому не нужен, в том числе тем, кто сейчас у власти. Надо ждать изменений, когда понадобятся честные профессионалы, которые будут работать во благо футбола и страны. Но сейчас мы живем в другом обществе, когда в почете иные ценности. А пока закрывается тольяттинская академия, каждый год выпускающая по 10–15 ребят в большой футбол.
— Одну из глав вашей книги, посвященную работе в «Кубани», цитировали практически все СМИ после отставки Юрия Красножана. Оценка деятельности клуба невольно подталкивает к мысли, что такая организация работы характерна для всего российского футбола.
— Насколько я помню, там ничего особенного сказано не было. Параллели с увольнением Юрия Анатольевича я бы не стал проводить. Те причины, которые побудили руководство расстаться с этим специалистом, совершенно другие, нежели в моей ситуации. Зная руководителей «Кубани» с самой хорошей стороны, судить их я не готов.
— Какова основная трудность, стоящая на пути начинающих тренеров?
— Добиться доверия. Люди, как правило, нефутбольные, вкладывая большие деньги в клуб, рассчитывают, что, пригласив тренера из-за границы, они получат более классного специалиста. Но как жизнь показывает, все происходит наоборот, а исправляют ситуацию наши соотечественники.
Давно призываю к доверию нашим молодым тренерам, хотя мне это определение не нравится. Я начинаю осознавать, что средний возраст у нас наступит после шестидесяти. Многие уже готовы к самостоятельной работе. И работать хочется честно. Но зачастую многим это не нужно.
— Поэтому молодым тренерам приходится начинать с низов российского футбола?
— Ну, никто же не предлагал Тихонову сразу тренировать «Спартак», а мне — «Локомотив»! Мы бы не отказались, поверьте! И погоды, уверен, не испортили бы. Но в начале карьеры, когда ты ищешь варианты для трудоустройства, рад любому предложению.
— Но Валерий Карпин стал тренером «Спартака», даже не обладая тренерской лицензией…
— Это счастье — быть генеральным директором! Занимая такой пост, я бы тоже себя назначил. Это отлично, и я за Валерия очень рад. Он принял абсолютно правильное решение.
— А какая разница между нашими специалистами и иностранными?
— У нас есть очень большой минус — мы не распиаренные. Мы все время должны скромничать, чем не отличаются иностранцы. Они едут сюда зарабатывать, это не секрет. Но приезжают тренеры средней руки, возглавляют большие клубы, а люди, отдавшие им многие годы, хватаются за головы.
— Кого можете назвать примером для себя?
— Моуриньо. Будучи еще игроком в Португалии, я видел, как начинала развиваться его карьера. Это фигура планетарного масштаба. Среди соотечественников — Леонид Слуцкий, человек, сделавший себя сам. Безусловно, Юрий Павлович Семин, который очень многое мне дал. Валерий Газзаев, Олег Романцев — тузы нашего тренерского цеха. Естественно я не могу не похвалить и своего нынешнего шефа — Фабио Капелло, работать рядом с ним — честь для меня.
— А в чем секрет успеха дона Фабио, или об успехе еще рано говорить?
— Это тренер высокой организации, что касается и человеческих, и футбольных качеств. Отсюда, наверное, и результат. По моим впечатлениям, он стабилен в своих убеждениях, чем заслуживает глубокое уважение игроков и персонала.
— Тем не менее вы говорили о том, что работа в сборной — не предел ваших мечтаний. А о чем мечтает Сергей Овчинников?
— Возглавить московский «Локомотив». И рано или поздно это все равно произойдет. Лучше бы это произошло поскорее, поскольку мы видим, что дела у команды идут все хуже и хуже. Я верю, что нам удастся прервать череду неудач и вернуть былую славу, которую клуб завоевал в начале 2000-х годов. Уж очень быстро все развалилось, и это сильно огорчает.
— А вы могли бы работать с Ольгой Смородской?
— С удовольствием! Я очень коммуникабельный человек. Руководители всегда сложны, с ними нужно уметь работать, а не вставать в определенную позу. Отвечать за свои слова и быть одной командой.