Олег Буклемишев , директор Центра исследования экономической политики МГУ
Непропорциональное повышение зарплат аппаратам президента и правительства: отныне оттуда будут либо выгонять по статье, либо выносить вперед ногами...
Аппаратам президента и правительства повысили зарплату, причем многократно. Как человек, проработавший свыше четырех лет в стенах Белого дома, не могу не порадоваться за своих бывших коллег, среди которых преобладают настоящие профессионалы своего дела. Однако, как экономист, не могу не отметить, что это решение имеет помимо позитивных и даже приятных эффектов на микроуровне целый ряд негативных макропоследствий.
Во-первых, оно консервирует архаичную и беспрецедентную для мировой практики структуру госаппарата, характеризуемую непомерно разбухшими «штабами». Совокупная численность персонала администрации президента и аппарата правительства на сегодняшний день превышает 3000 человек. В отличие от линейных ведомств, функции которых более или менее четко определены в законодательстве, эти органы занимаются в основном «обеспечением деятельности» и «организацией контроля», что не поддается какой-либо внятной внешней регламентации. Для сравнения: в администрации американского президента в 2012 году трудилось 468 человек, в ведомстве федерального канцлера ФРГ — около 450; примерно столько же чиновников занято и в аппарате президента Франции.
Во-вторых, нарушается закрепленное законом «единство системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования». Действительно, работа чиновника Минфина или МИДа, по сути, ничуть не менее сложна или ответственна, чем у сотрудника аппаратов президента и премьера. Очевидно, что моральная атмосфера в прочих ведомствах будет катастрофической вплоть до того момента, как аналогичное решение о повышении окладов будет принято и там. А есть ведь еще аппараты Госдумы, СовФеда, полпредств и многочисленная армия региональных чиновников…
В-третьих, вне зависимости от того, распространится ли благодать на более широкий круг чиновников, с политической точки зрения она крайне несвоевременна, поскольку даруется в условиях явно наметившегося торможения экономики, сопровождаемого стагнацией доходов населения. Взрывной рост чиновничьих окладов в последние годы на фоне громогласных, но пустых обещаний сократить аппараты, их денежные доходы и немонетарные привилегии выглядит крайне цинично и пополняет и без того немаленький список претензий общества к власти.
В-четвертых, наш госаппарат издавна страдает от отсутствия притока свежей крови — людей, имеющих практический опыт работы в науке, производстве, бизнесе. Кроме того, важно, чтобы чиновники также время от времени меняли сферу деятельности, — они должны прочувствовать результаты трудов своих, что называется, «на собственной шкуре». Судя по опыту многих стран, это один из важнейших факторов, способствующих привнесению динамизма в бюрократический сектор. Принятое решение напрочь перекрывает тоненький ручеек ротации сотрудников аппаратов, лишая тех малейших стимулов по собственной воле покинуть свое кресло. Грубо говоря, отныне с госслужбы будут либо выгонять по статье, либо выносить вперед ногами.
В-пятых, еще никто не отменял старую истину, что бесплатных пирожных не бывает. Понять, чем сотрудники аппаратов высших должностных лиц расплатятся за сладкое, не слишком сложно. Они теперь во многих случаях будут вынуждены распрощаться с возможностью высказывать и отстаивать собственное мнение: неисполнение самого незначимого на вид дурного указания может обернуться непрохождением теста на лояльность со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до «изгнания из рая». Конечно, и начальники, и подчиненные все разные, но при прочих равных условиях аппараты станут куда более подхалимскими и куда менее профессиональными.
Но хуже всего, пожалуй, то, что непропорциональное повышение зарплат чиновников усиливает опасный перекос ценностных ориентиров в обществе. Можно сколь угодно громко вещать с высоких трибун о почетном труде и высоком призвании ученого, врача, инженера, военного, учителя и профессора вуза, но молодое поколение на многочисленных примерах видит, что реально вознаграждается вовсе не честный труд, а близость к кормилу власти в ее чиновничьем либо коммерческом проявлении.
Хотите инноваций-модернизаций? Ну-ну…
И напоследок вспомним: есть неподалеку одна страна, где не так давно бюрократический аппарат тоже пользовался огромными привилегиями и получал несоразмерные по сравнению с благосостоянием страны доходы.
Эта страна называется Греция.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»