Сюжеты · Политика

«Мертвые души» online

ЦИК Татарстана не заметил 24 981 вброшенный «под камеру» бюллетень. Инициатива Путина проигнорирована

ЦИК Татарстана не заметил 24 981 вброшенный «под камеру» бюллетень. Инициатива Путина проигнорирована. Исследованием записей с камер видеонаблюдения со ста избирательных участков Казани (из 450) активисты казанской коалиции «За честные выборы» занимались больше года.
Исследованием записей с камер видеонаблюдения со ста избирательных участков Казани (из 450) активисты казанской коалиции «За честные выборы» занимались больше года.
— Сразу после президентских выборов 4 марта 2012 года около пятидесяти активистов начали просмотр и анализ записей с веб-камер, официально работавших в день выборов на казанских избирательных участках, — рассказывает Азат Габдульвалеев. — Мы подсчитали каждого избирателя, опустившего бюллетень в урну, и сравнили полученные цифры с итоговыми протоколами.
На 97 участках из ста были обнаружены приписки.
На избирательном участке №91 (председатель Евгений Булюхин) расхождение между количеством избирателей, подсчитанных по записям камер видеонаблюдения, и цифрами, внесенными в протокол, составляет 51,62%.
На избирательном участке №91 (председатель Лилия Хасанова) расхождение 39,34%.
На избирательном участке №157 (председатель Рустам Каримов) — 37,82%.
На избирательном участке №219 (председатель Рамзия Зиганшина) — 36,63%.
— Если по официальным протоколам с этих 97 участков в президентских выборах участвовали 161,2 тыс. избирателей, то видеозаписями зафиксированы лишь чуть больше 136,2 тыс., — говорит Габдульвалеев. — То есть у нас в выборах президента России участвовали 24 981 «избирателей-невидимок»! Это 18,3% от реального количества проголосовавших, фактически каждый шестой. Если предположить, что все голоса «невидимок» приписали одному кандидату, то выходит, что ему приписали 15,5%.
По результатам анализа записей с камер видеонаблюдения руководитель коалиции «За честные выборы» Игорь Веселов подал 99 заявлений в межрайонные отделения Следственного управления СКР по Татарстану.
— 75 из них следователи отказались регистрировать в качестве сообщений о преступлении, — рассказывает Веселов. — В нескольких случаях вынесены отказы в возбуждении уголовного дела. При этом без исследования доказательств. Они упорно не хотят считаться с записями с видеокамер, не говоря об истребовании избирательных документов.
Уголовное дело не было возбуждено даже по факту вбросов на избирательном участке №127, видеозаписи с которого были выложены в интернет и вся страна увидела, как члены комиссии запихивают в урны для голосования пачки бюллетеней. Активисты коалиции «За честные выборы» подсчитали, что на этом участке на выборы пришли 1439 человек. А в итоговом протоколе их оказалось на 536 больше — 1975. То есть вброс составил 37,25%.
Но в Следственном комитете СКР по Кировскому району Казани Следственного комитета России оснований для возбуждения уголовного дела не увидели.
— Парадоксально, но Уголовный кодекс не предусматривает наказания за сам вброс бюллетеней, — говорит Веселов. — Но вброс невозможен без фальсификации избирательных документов. Надо ведь заполнить журналы выдачи бюллетеней фамилиями «мертвых душ», их паспортными данными, расписаться за них. А это уже ст. 142 УК РФ — фальсификация избирательных документов. И эта статья УК предусматривает до четырех лет колонии.
Отказываясь возбуждать уголовное дело по участку №127, как и по другим участкам, в СКР прикрылись официальным ответом ЦИК Татарстана, подписанным заместителем председателя Валентиной Каменьковой: «ЦИК РТ не может ставить под сомнение итоговые коллегиальные решения соответствующих избирательных комиссий по основаниям, вытекающим из выводов, сделанных заявителем, на основании видеоматериалов с избирательных участков, поскольку избирательным законодательством не предусмотрено подведение итогов голосования… с учетом видеозаписей веб-камер».
— В переводе с бюрократического языка на человеческий это означает, что инициатива установить на участках видеокамеры — это инициатива Путина, — констатирует Игорь Веселов. — В ЦИКе республики фактически сказали, что в суверенном Татарстане Путин им не указ, он «пусть у себя в Кремле командует и не лезет в дела избиркомов Татарстана». Получается, что камеры видеонаблюдения не оградили от фальсификаций. А бездействие правоохранительных органов, по всей видимости, будет воспринято членами избиркомов как индульгенция на фальсификации и на будущих выборах. Непонятно, ради чего потратили 14 миллиардов рублей на оснащение избирательных участков веб-камерами.
И в самом деле, ради чего?