Вышедший на свободу мэр Боровичей, осужденный из-за конфликта с областной властью, будет отстаивать свои права в Европейском суде
Посты мэров и глав поселков — последние из остатков демократической роскоши 90-х. А местное самоуправление — единственная «избирательная вольница», которая пока выстояла в процессе закручивания институциональных гаек 2000-х. Однако система устроена так, что, если мэру не наплевать на то, что происходит в его городе, — конфликт с областной властью неизбежен.
«Мэрская война», развернувшаяся в регионах, за последние пять лет унесла со своих постов 45 оппозиционных «Единой России» мэров, — об этом свидетельствует исследование правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа».
22 февраля 2013 года из мест лишения свободы вышел экс-мэр города Боровичи Александр Костюхин. Он отсидел полтора года за «злоупотребление должностными полномочиями».
Прежде чем стать мэром Боровичей, городка в Новгородской области, Александр Костюхин три срока был депутатом в областной думе. А в 2005 году выставил свою кандидатуру на пост мэра родного города и своего соперника от «Единой России» (сам он тогда был беспартийный) опередил на 35%.
С бывшими областными коллегами отношения сразу не заладились: слишком много «вольностей» новоиспеченный мэр себе позволял. Очистил город от мусора и свалок, возродил ТОСы — систему территориального общественного управления. Не дал областным властям построить завод по переработке аккумуляторных батарей, который мог отравить свинцом подземные карстовые воды, откуда в город поступает питьевая вода. Тут надо отметить, что среди Желомли, Папорти, Тини и других населенных пунктов Новгородской области Боровичи всегда выделялись крутым нравом и фрондерством. Они даже в советские времена имели свое мнение. Вот и с момента назначения в 2007 году очередного губернатора Новгородской области — Сергея Митина Боровичи стали его головной болью. Губернатор даже проводит специальные совещания, посвященные непокорным муниципалам; те в долгу не остаются, на страницах газет разнося сентенции губернатора в пух и прах.
— Низкие показатели валового районного продукта, — говорил губернатор Митин.
— Зимой все дороги и автотрассы успешно очищены от снега, в отличие от Новгорода, — парировали жители.
— Нет безработицы и свалок, а вот проблема перевозки пассажиров есть, потому что от вас зависит, — предъявляли ему в ответ.
Область захочет поднять тарифы ЖКХ? Дотошные боровичане произведут свой аудит и докажут: причин повышения тарифов нет, а потом еще и выйдут на митинг, а то и начнут строчить петиции в столицу. Областная газовая компания разрыла одну из центральных улиц города? Жители возмущены, порча городского имущества налицо — говорят: кто будет отвечать за восстановление?
Вот в такой обстановке и мэрствовал Александр Костюхин, всячески поощряя демократию на местах, за это его жители и любили. А область, не только чиновники, но и прокурорские и полицейские и иные госорганы, — не жаловали.
В 2009 году следственный комитет возбудил против Костюхина уголовное дело по статье 285 УК РФ — «Злоупотребление должностными полномочиями». Суть претензий состояла в следующем: в 2006—2007 годах якобы злоупотреблял Костюхин должностными полномочиями при размещении муниципальных заказов. И в результате комбинат городского хозяйства (КГХ), годами вывозивший мусор из города, — отказался убирать город. Костюхину пришлось заключить договор с фирмой собственного сына: больше желающих убирать мусор с улиц города не нашлось.
«КГХ отказался убирать город, потому что Костюхин не оплачивал работы, которые город не заказывал и соответственно не мог проверить их выполнение, и препятствовал руководству комбината заниматься приписками, — говорит адвокат экс-мэра Иван Королев. — Экспертиза, проведенная в рамках уголовного дела, выявила, что за 20,5 месяца Костюхин-младший получил за уборку города из городского бюджета около 7 миллионов рублей, а КГХ — около 3 миллионов рублей за 1 месяц (документ имеется в редакции). Уголовное дело удалось возбудить только на третий раз».
После предъявления обвинений за Костюхина вступились даже областные депутаты. «Дело политическое», — заявил Антон Морозов. «Решение ожидаемо, Костюхин конфликтовал с областной властью, вот и получил реальный срок», — комментировал экс-депутат Андрей Моисеев.
Боровичане же устраивали митинги, писали президенту, но на этот раз не помогло. В августе 2011 года зачитали приговор: три с половиной года колонии общего режима (правда, после апелляции срок удалось сократить до полутора лет).
Сейчас в Боровичах новый мэр-единоросс, которым не довольны не только боровичане, но и сама областная власть, поддержавшая его на выборах в 2010 году как эффективного руководителя. В настоящее время часть городских полномочий уже передана районной власти, которую возглавляет жена Костюхина, избранная главой Боровичского района в марте 2012 года. Оставшиеся полномочия будут переданы в ближайшее время.
По словам адвоката экс-мэра, отступать Костюхин не намерен, жалоба на необоснованное уголовное преследование уже лежит в Европейском суде Страсбурга, и из политики уходить он не собирается.
Сергей ПРИВАЛОВ
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»