Сюжеты · Экономика

Блог войны

Эксперты называют сетевые «войны компроматов» одной из серьезных угроз для российского бизнеса

Интернет снова стал ареной бескомпромиссной информационной войны. Кампания по сатанизации крупного бизнеса проходит согласно классическим канонам «компроматных войн» 90-х. О том, почему возродился этот опасный жанр, рассказали эксперты Центра политической информации (ЦПИ) в докладе «Информационные войны на новом этапе их развития».
Интернет снова стал ареной бескомпромиссной информационной войны. Кампания по сатанизации крупного бизнеса проходит согласно классическим канонам «компроматных войн» 90-х. О том, почему возродился этот опасный жанр, рассказали эксперты Центра политической информации (ЦПИ) в докладе «Информационные войны на новом этапе их развития».
В последнее время в России не случайно заговорили об информационных войнах с оговоркой на исторический контекст. Массовый интерес к этой теме был замечен в конце 80-х и середине 90-х годов прошлого века. Тогда это рассматривалось как логическое следствие совершенной в стране «революции сверху». Именно в эпоху перестройки советские люди впервые столкнулись с незнакомой им ранее ложью, которая разрушала ориентиры и не опознавалась как таковая. Сегодня фундаментальных предпосылок для ведения агрессивных компроматных войн нет, однако они получили новый виток развития. Это произошло в 2012 году и, как отмечают эксперты ЦПИ, было ожидаемо для политической жизни страны в год президентских выборов, но малопредсказуемо для бизнес-среды.

Вышел кто-то из тумана

Дискредитируемых бизнесменов чаще всего стали обвинять в связях с криминалом. Так, в январе 2013 года на сайте The Moscow Post появилась статья с кричащим названием «Давос принял банкира за «Деда Хасана»?». Автор ссылается на мнение анонимного «западного эксперта», который заявил, что Россия привезла в Давос два похожих бренда — банкира и криминального авторитета Деда Хасана, похороны которого были во время саммита одной из обсуждаемых в России тем.
Причиной подобных «сравнений» генеральный директор ЦПИ Алексей Мухин называет агрессивные черные PR-технологии, поставленные сегодня на поток. По словам эксперта, в последнее время специалисты по «промывке мозгов» сделали своим главным оружием интернет. «Форумы, блоги и социальные сети аккумулируют огромное количество пользователей, — говорит Мухин. — Появляется армия информационно зависимых людей, которые ищут и находят в интернете различного рода «сенсации», порой не подозревая об их заказном характере».

Гражданская эпистолия

Наравне с традиционными психологическими приемами: от искажения тезисов, организации мифов и смещения акцентов — широкую известность получил эпистолярный жанр. Критика в адрес конкретного бизнесмена или предприятия оформляется в виде открытых писем возмущенной общественности, как правило, к представителям власти. Ярким примером того, как ведутся информационные войны, Мухин назвал ситуацию с «Тольяттиазотом» — российским лидером химической промышленности.
В марте 2012 года группа активных тольяттинцев забила в экологический колокол, обратившись к высокому руководству страны с просьбой о помощи. «Экологическая обстановка, в которой долгие годы находится наш город и область, близка к критической», — утверждалось в письме. Позже «Российская газета» в статье «Технология обмана» предположила, что некие PR-специалисты хорошо оплатили услуги возмущенных граждан, поставивших подписи под жалобами. А в августе ИА REGNUM опубликовало открытое письмо работников «ТоАЗа» и жителей города уже председателю совета директоров предприятия Сергею Махлаю. Как подчеркивает генеральный директор ЦПИ Мухин, «не приводя доказательств правдивости своих аргументов, авторы письма рассказывали о своей обеспокоенности ситуацией на «Тольяттиазоте», утверждая, что предприятие «является потенциальным источником экологических и техногенных катастроф».

Опасная близость и мелкие пакости

Еще один эффективный метод — вброс политического компромата, а именно связь руководства компании с оппозицией. Так, в апреле 2012 года газета «Наша версия» опубликовала статью «Бой БАБа» с подзаголовком «Руководство «Тольяттиазота» готовит плацдарм для триумфального возвращения Березовского в Россию». Автор утверждает, что «ТоАЗ» «финансирует «тольяттинскую группировку», «интеллектуальным ядром» которой является Березовский. На эту публикацию, не называющую источник информации, ссылаются записи около 100 онлайн-площадок. Любой специалист в области PR скажет вам, что упоминание Березовского — фол последней надежды, на который идут, когда настоящего «компромата» на жертву атаки в природе не существует.
А в феврале 2013 года в интернете появилось искаженное интервью Сергея Махлая, которое в Сети назвали откровенно антикремлевским. При этом оригинал интервью, который вышел несколькими месяцами ранее на сайте The Huffington Post, наоборот, изобиловал словами поддержки проводимого в стране президентского курса.
Другой действенный способ — сфабрикованные обвинения. В 2012 году появились слухи о продаже контрольного пакета акций завода китайской компании, что не соответствовало действительности. ИА «Росбалт», разместившее сообщение в августе, ссылалось на блог с сайта DigitalJournal.Com, который перепостил информацию от неназванного источника.
Новость о возможной продаже завода китайцам критически встретили российские СМИ. Так, «Наша версия» опубликовала статью «Тольятти продадут за юани», в которой утверждалось, что смена собственника обострит экологическую обстановку, а также сделает Самарскую область маленькой китайской провинцией.
В сентябре произошел вброс дезинформации о переводе сотрудников завода на срочные трудовые договоры. Городской информационный портал сообщил, что собственники «ТоАЗа» собираются «по-тихому» уволить работников, а 30% сотрудников предприятия перевести на срочные договоры. В действительности этого, конечно, не произошло.
Аналогичный сценарий, в основе которого лежал вымысел, был применен двумя зарубежными изданиями — французским и швейцарским, которые разместили на своих сайтах статьи о том, как российско-швейцарский бизнесмен, владеющий химическим предприятием в Тольятти, собирается купить отель и футбольный клуб на выведенные с завода деньги. Источник информации также был не назван, но аккуратно обозначен. Как следует из французской статьи, этим источником был старый университетский приятель автора, позвонивший из Лихтенштейна и сообщивший слухи. Затем российские СМИ развили сюжет, ссылаясь уже на западные публикации. На самом деле, никакие инвестиции в футбол не планировались.
Возможной причиной ведения информационной войны против «ТоАЗа» эксперты ЦПИ называют конфликт предприятия с миноритарным акционером — компанией «Уралхим», инициировавшей серию уголовных и арбитражных дел и организовавшей информационную атаку на предприятие.

Деструктивная технология

За фасадом респектабельности сегодня часто скрываются те, кто играет в грязные компроматные войны. В частности, на вид приличная, но неизвестная на рынке нефтепродуктов компания Rosfuel в интернете анонсирует себя как одного из ведущих независимых производителей газа в России с рекордными показателями добычи. В руководящий состав компания вписала председателя совета директоров «Транснефти» Маттиаса Варнига и ее президента Николая Токарева. В феврале 2013 года «Транснефть» назвала возможной причиной размещения дезинформации «мошеннические действия организованных преступных группировок, специализирующихся на шантаже топ-менеджмента крупных российских и зарубежных компаний, работающих в сфере ТЭКа».
От действий неизвестных лиц также пострадал автогигант АО «АвтоВАЗ», от имени которого в декабре 2012 года несколько СМИ на правах рекламы разместили объявление об обратном выкупе собственных акций по цене, опережающей рыночную. Котировки ценных бумаг подскочили на 22%, прежде чем компания дала опровержение. По оценке экспертов, организаторы сброса могли продать бумаги с премией до 15%.
Кто конкретно мог заработать легкие деньги, пока не ясно. Однако любопытно, что некоторое время спустя в Тольятти случилась весьма схожая история: компания «Лада Фаворит» (возглавляемая Михаилом Мыкало), позиционирующая себя как дилер «АвтоВАЗа», сулила покупателям 15—20%-ную скидку на модели волжского завода со страниц «Коммерсанта», указав в рекламе контакты «горячей линии» автоконцерна и ссылку на сайт-однодневку.
В «АвтоВАЗе» опровергли информацию о каких-либо партнерских отношениях с «Ладой Фаворит».
Эксперты видят опасность в том, что эту деструктивную технологию не называют причиной некоторых узловых проблем, характеризующих тот или иной кризис компании или экономической отрасли в целом. Неэффективное управление, многомилионные растраты, коррупционные скандалы, последствия кризиса. И только затем — черную пиар-технологию. Она упоминается строчечно, прячется за хитрыми цифрами и бессовестным вымыслом. И бизнес, участвующий в конкурентной войне, не всегда видит возможность решать проблемы в правовом поле. Поэтому прибегает к информационной войне, а некоторые его участники — к ее агрессивным формам.
Иван ГОРИН