Сюжеты · Политика

Да заберите!

Мосгорсуду потребовалось два года, чтобы отдать имущество Василия Алексаняна его семье

Вера Челищева , репортер, глава отдела судебной информации
Мосгорсуду потребовалось два года, чтобы отдать имущество Василия Алексаняна его семье. В понедельник, 25 февраля, Мосгорсуд наконец-то решил закрыть вопрос с имуществом покойного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна.
В понедельник, 25 февраля, Мосгорсуд наконец-то решил закрыть вопрос с имуществом покойного вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна.
В этот раз суд не согласился с прокуратурой и оставил в силе решение нижестоящей инстанции о снятии ареста с имущества (речь идет о загородном доме и автомобилях). По такому случаю на заседание даже были приглашены камеры Первого канала.
Напомним: имущество Алексаняна судьи Симоновского суда освобождали из-под ареста трижды — в декабре 2011 года, в мае 2012 года и декабре 2012 года. Но каждый раз возмущалась прокуратура, и Мосгорсуд решение отменял, отправляя дело на новое рассмотрение. И так — два года. Несмотря на то что доводы прокуратуры были парадоксальными: например, в рамках других уголовных дел к Алексаняну могут возникнуть иски. Хотя уголовное дело в отношении менеджера ЮКОСа было прекращено еще в июне 2010 года (при его жизни), во всех исках потерпевшим было отказано, новых «посмертных» дел не заводили… Ну не может покойный Алексанян быть ни подозреваемым, ни обвиняемым ни по каким другим уголовным делам.
И на заседании 25 февраля прокуратура вновь озвучивала те же доводы.
— И где эти «другие дела»? — спросил прокурора адвокат семьи Алексаняна Геворг Дангян. В ответ — молчание
— И о чем же вы просите нас? Резюмируйте! — улыбнулся адвокату судья Усов.
— Я уже в третий раз прошу оставить решение Симоновского суда в силе.
И решение оставили в силе. Теперь имуществом бывшего вице-президента ЮКОСа вправе распоряжаться его родные, а не следствие.
Добавлю также, что Следственный комитет все же вернул семье Алексаняна и ценности, исчезнувшие при обыске в его квартире 6 лет тому назад. Речь идет о коллекции швейцарских часов (более 50 штук) и 20 тыс. долларах. Как ранее уже писала «Новая», обыск проходил в загородном доме Алексаняна за два дня до его задержания — 5 апреля 2006 года. Пятеро следователей и трое оперативников также забрали мобильные телефоны, ноутбуки и документы. Если мобильники и компьютеры вернули, то судьба валюты, документов и коллекции часов на протяжении 6 лет была неизвестна. В обязательной справке-приложении, приобщенной к обвинительному заключению, в числе арестованной собственности коллекция не упоминалась вовсе, как и фамилии следователей с операми, проводивших изъятие. В материалах уголовного дела не оказалось даже протоколов этого обыска.
При жизни Алексаняна ни Генпрокуратура, ни СК не уведомляли его о местонахождении ценностей, хотя он публично заявлял об их исчезновении. На официальные запросы «Новой», которая неоднократно писала на тему загадочной пропажи, прокуратура отвечала: спрашивать надо в СК. Но СК не отвечал. И только к концу 2012 года Следственный комитет ответил на запрос родных Алексаняна: все в целости, приходите и забирайте.
И действительно — семье вернули все: и коллекции часов, и валюту. Как выяснилось, на протяжении 6 лет они лежали в сейфе в одном из следовательских кабинетов как приложение к «большому» делу ЮКОСа № 18/41-03. По словам адвоката семьи Алексаняна, молодой следователь, который возвращал вещи семье, даже поделился тревогой: лежат эти ценности так долго, мало ли что…