Преподавателя механико-математического факультета МГУ Михаила Лобанова могут уволить. Причины увольнения кроются не в неудовлетворенности уровнем преподавания. Декан мехмата сам не раз говорил молодому преподавателю, что «не хочет быть мальчиком для битья», и его просто не устраивает активистская деятельность Михаила
Преподавателя механико-математического факультета Михаила Лобанова могут уволить. Дело рядовое — не продлевают контракт. Такое в вузах бывает, например, если преподавателю находят замену. Но происходит это обычно не посреди учебного семестра, когда сетка расписания уже сформирована, а с преподавателем согласована командировка в казахстанский филиал университета. Ситуация Михаила — именно такая.
Вероятно, причины увольнения здесь кроются не в неудовлетворенности уровнем преподавания и не в дисциплинарных взысканиях, которых у Лобанова не было. Руководство мехмата, по словам коллег увольняемого, не раз говорило молодому преподавателю, что «не хочет быть мальчиком для битья», и его просто не устраивает активистская деятельность Михаила.
Лобанов — один из основателей инициативной группы студентов, аспирантов и преподавателей МГУ, если основатели вообще могут быть у группы, не имеющей четкой структуры и не предполагающей формального членства в ней.
С Михаилом мы познакомились в октябре прошлого года на митинге профсоюзов. Тогда с постамента памятника памяти революции 1905 года после своего выступления он «зарядил»: «Даешь социальное государство!» — и толпа повторяла за ним.
Лобанов, невысокий русый парень, под моросящим осенним дождем рассказывал мне о деятельности инициативной группы, держа в руках растяжку с ее символом — сжатым в кулаке карандашом. Говорил быстро и в первую очередь попросил не называть в тексте его настоящего имени. Это меня удивило: ведь понятно, что на митинге выступал именно он, вычислить это несложно. Тогда Миша объяснил: «Каждое напоминание о себе — это такой механизм, когда ректорат дает пинок деканату твоего факультета, те трясут заведующего кафедрой — думают, что мы неблагонадежны, возникают проблемы при продлении контракта, общежития. Многим из нас как раз сейчас продлевать».
Появилась инициативная группа МГУ стихийно как реакция на проблемы, возникшие в университете. В октябре 2009 года администрация ужесточала проход в общежитие. Активных участников тогда было человек 25, они тысячами собирали подписи, сотнями ходили в ректорат — требовали вернуть старые правила, когда можно было приводить гостей в общежитие после 11 вечера. Вернули.
За три года деятельности инициативной группы удалось заставить администрацию вуза ежемесячно проводить встречи с проживающими в общаге, выбить для приезжих студентов и аспирантов право на голосование на выборах (до этого их заблаговременно не внесли в списки на участках), проконтролировать чистоту выборов на участках на территории МГУ. Почти все «инициативные» пошли тогда наблюдателями, выступали они и против отмены ректорской надбавки к стипендии. С июля прошлого года на шествии оппозиции появилась образовательная колонна, в формировании которой тоже принимала участие ИГ МГУ.
На первый взгляд не понятно, зачем существует инициативная группа, — в МГУ и без нее полно студенческих структур. Например, студсовет. Правда, в 2011 году он вступил в «Общероссийский народный фронт». После появился студсоюз. Правда, выборы туда непрозрачные, а на некоторых факультетах избирателями выступают лишь декан и учебная часть. Есть и студенческое отделение в профсоюзе. Правда, они занимаются лишь распределением путевок в лагеря. Против вступления студсовета в пропутинскую коалицию участники ИГ хотели провести митинг в ноябре 2011 года, но мероприятие им не согласовали. Они собирались пойти к Вечному огню на территории МГУ, но их грубо задержали прямо на ступенях главного здания. Тогда, по словам участников группы, сотрудники центра «Э» МВД ходили за ними в шарфах с символикой МГУ. «Нам не дают собираться открыто, приходится находиться на каком-то подпольном положении», — рассказывали мне студенты, принимающие участие в деятельности ИГ.
В четверг вечером на локальном форуме студентов МГУ появился пост Михаила Лобанова «Почему меня увольняют». Контракт с преподавателем заключен до 28 февраля, потому что раньше отдел кадров требовал для работы постоянную или временную регистрацию. Хотя преподавателей должны нанимать «по конкурсу» на пять лет. И срок контракта не зависит от сроков регистрации.
В декабре Лобанову сказали, что регистрацию больше требовать не будут и надо прийти в первых числах февраля, чтобы продлить контракт с формулировкой «до избрания по конкурсу». На этот семестр Михаилу назначили командировку в Астану на месяц, в местный филиал университета. А на апрель уже попросили взять на себя замену пар коллег, которые тоже улетят преподавать в филиалы.
В отделе кадров Михаилу, который хотел решить проблемы с контрактом до отъезда, сказали, что контракт с ним продлевать не будут.
За Лобанова вступился его научный руководитель Юрий Валерьевич Таранников: предложил провести собрание кафедры. После чего его сняли с должности ученого секретаря кафедры. Тогда вмешался заведующий кафедрой теории функций и функционального анализа Борис Сергеевич Кашин, академик РАН и депутат: предложил перевести Лобанова на его кафедру. Не позволили.
В пресс-службе МГУ про Лобанова сказали: «Он преподавал в рамках обучения, закончил докторантуру. Не был аттестован, так как не вел научную работу». Михаил же пояснил, что в университете существует практика, когда молодых сотрудников формально назначают докторантами, чтобы предоставить им общежитие. На кафедре дискретной математики комментарии давать отказались, перенаправив к декану мехмата. Но весь день в пятницу на факультете было собрание ученого совета. Известно, что в начале заседания представители студсовета передали и.о. декана Чубарикову письмо, в котором выражали обеспокоенность ситуацией, сложившейся с Лобановым. Вопрос увольнения поднимали на заседании, но ответа не получили — и.о. декана ушел до его окончания.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»