Вирусы гриппа представляют собой компактные свертки генетического материала (РНК), окруженные оболочкой, в которую встроены эффективные средства «нападения». Главная цель вируса гриппа — проникнуть внутрь наших клеток дыхательных путей и подчинить себе их молекулярные конвейеры для обеспечения воспроизводства и выделения во внешнюю среду новых вирионов.
Симптоматика гриппа появляется через 1-3 дня после инфицирования. Резко поднимается температура (часто выше 38,5ºС), появляется боль в горле и в мышцах, общая слабость. Все эти признаки свидетельствуют о том, что иммунная система распознала наличие вирусной инфекции и ввела в организме «план-перехват». Для того чтобы «вытравить» вирусы из оккупированных клеток, наши полицейские-лейкоциты вынуждены применять молекулярное оружие массового поражения («цитокиновый шторм»), побочными эффектами которого и служат приковывающие к постели симптомы инфекции.
В том случае, если иммунной системе заранее известны «фотороботы» вирусов гриппа, мероприятия по «зачистке» могут быть точечными и начинаться на той стадии, когда террористам еще не удалось захватить ключевые позиции в бронхолегочной системе. Наши с вами полицейские-лейкоциты по опыту прошлых баталий помнят, как должны выглядеть подозреваемые, и поэтому вирусы стараются постоянно изменять свой облик. А вот серьезная реконструкция оболочки, позволяющая вирусу сделаться почти незаметным для иммунной системы, происходит с частотой примерно раз в десять лет. Это могут быть штаммы вирусов, заимствовавшие элементы «вооружения» у своих родственников, инфицирующих только животных, и «подточившие» их под человека. Примерно так возникли известные всем «свиной» и «птичий» грипп.
Здесь важно понимать, что «убийство человека» в планы вируса совершенно не входит, ведь это будет означать для него утрату триллионов конвейеров для воспроизводства. Частыми виновниками тяжелых осложнений, от которых погибает большинство людей во время эпидемий, служат бактерии, причем такие их виды, которые никогда бы не «посмели» напасть на здорового человека. Казалось бы, эффективно уничтожающая вирусы иммунная система могла бы справиться и с бактериями, размножающимися здесь же, в тканях легких. Но для борьбы с бактериями необходима активация совсем другого звена иммунитета и производство новых противоядий-иммуноглобулинов. Это требует ресурсов и времени даже в обычных условиях, а при вирусной инфекции дополнительно затрудняется ввиду того, что пораженные вирусом клетки продуцируют вещества, резко ослабляющие иммунитет.
Все меры по борьбе с гриппом можно разделить на предотвращающие развитие инфекции и помогающие справиться с вирусом после появления симптоматики.
Что может помочь не заболеть?
Во-первых, это обычная медицинская маска. Подчас она вызывает улыбку у окружающих, но на пике эпидемии служит умеренно эффективным барьером для вирусов, передающихся воздушно-капельным путем, т.е. верхом на частичках жидкости, выделяющихся при чихании и кашле. Конечно, ее обязаны носить в первую очередь заболевшие.
Во-вторых, это совесть ваших коллег и товарищей, которые не должны ни при каких условиях появляться на работе и в общественных местах после развития инфекции.
В-третьих, это вакцинация от гриппа, на которой мы остановимся подробнее.
Вакцины представляют собой те самые «фотороботы» последних поколений вирусов, позволяющие иммунной системе заранее подготовить эффективное оружие для нанесения быстрого точечного удара при первом появлении вируса в организме. Современные вакцины не содержат генетического материала вируса, а поэтому «заразиться гриппом» при их применении невозможно. Во время вакцинации происходит знакомство нашей иммунной системы с одним из ключевых компонентов оболочки вируса гриппа — т.н. гемагглютинином. Вводимый в малых дозах гемагглютинин способен «по техническим причинам» на короткий период времени снизить иммунитет, поэтому болеющим людям нельзя вакцинироваться.
Вакцинация от гриппа наиболее полезна для людей, имеющих высокий риск развития осложнений. Это все лица в возрасте старше 65 лет, пациенты с хроническими заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, с болезнями почек, с ослабленным иммунитетом (в т.ч. с ВИЧ/СПИД) и некоторые категории беременных женщин. Помимо пациентов высоко риска вакцинацию следует проходить членам их семей, а также врачам, медсестрам и социальным работникам.
Для того чтобы иммунитет успел сформироваться, вакцинироваться нужно ежегодно в октябре-ноябре. Очень важно понимать, что несмотря на то, что производители вакцин тщательно следят за последними трендами в «фасонах одежды вирусов», вакцина не сможет защитить привившихся в случае появления кардинально нового штамма вируса.
Впечатляющие свидетельства эффективности вакцин от гриппа были получены при десятилетнем наблюдении за большой когортой совместно проживающих пожилых людей (N ENGL J MED 2007, 357;14). У привитых пожилых людей риск смерти от всех причин оказался на 48% ниже, а риск госпитализации в связи с гриппом — на 27% ниже, чем у непривитых. Интересно, что вакцина в этом исследовании не совсем понятным способом защищала от фатальных осложнений и в те годы, когда производители не смогли заранее точно предсказать тип грядущего вируса.
Что делать, если вы заболели?
Есть три основных принципа, которым должен следовать каждый человек с острым респираторным вирусным заболеванием (ОРВИ).
Первое — строгий постельный режим с первых часов заболевания. Большинство пациентов, попадающих в реанимацию с тяжелыми пневмониями, признаются, что в первые несколько дней продолжали работать, принимая мощные жаропонижающие и противовоспалительные средства. Самостоятельное назначение такого рода препаратов, тем более при температуре тела ниже 38,5ºС, способно подрубить на корню иммунный ответ. Применение аспирина при гриппе несет в себе дополнительную опасность, в связи с повышением риска развития кровотечений, особенно у пожилых людей.
Второе — обильное питье с целью уменьшения интоксикации. Даже через силу следует выпивать не менее двух литров воды в день, лучше щелочной минеральной, способствующей восполнению водно-солевого баланса и разжижению слизи в бронхиальном древе.
Третье — это обязательное обращение к врачу, который должен поставить диагноз, определить степень риска развития осложнений и назначить лечение (например, при сопутствующей пневмонии).
Одной из частых ошибок служит применение при гриппе «противовирусных» и «иммуномодулирующих» препаратов с неизвестной эффективностью, таких как амиксин, арбидол, деринат, ингавирин, когацел, оциллококцинум и т.п. Их влияние на длительность и тяжесть течения гриппа у реальных людей никогда не было доказано в рамках рандомизированных плацебо-контролируемых клинических исследований, хотя доходы от их продаж вполне позволяют провести такие испытания. Иммуномодуляторы могут таить в себе дополнительную опасность, так как ими можно «простимулировать» совсем не то звено иммунитета, которое нужно сейчас в борьбе с инфекцией, или даже придать дополнительные силы клеткам, которые встали на путь ракового перерождения. Иммунная система — одна из сложнейших в нашем организме, она имеет тончайшие настройки, с которыми умеют работать только врачи аллергологи и иммунологи.
В арсенале лечащего врача сегодня есть только три противовирусных препарата с доказанной эффективностью в лечении и профилактике гриппа, зарегистрированные на территории России: римантадин, осельтамивир и занамивир*. Но и эти средства высокоэффективны лишь в первые сутки после появления симптоматики, в конце вторых суток инфекции в их приеме почти нет никакого смысла.Исключение составляют случаи тяжелого течения гриппа, при котором врачи могут применять осельтамивир и занамивир и на более поздних сроках. Римантадин применяется с шестидесятых годов прошлого века, поэтому многие штаммы вирусов выработали к нему резистентность. Нужно подчеркнуть, что эти препараты эффективны только в отношении вирусов гриппа и бесполезны в борьбе с другими ОРВИ.
* NB! Автор не получал гранты и не читал лекции, спонсированные производителями указанных препаратов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»