Ян Левченко , Профессор отделения культурологии НИУ ВШЭ
О связи духовности с образованием
Наверное, поучительно вообразить Россию, где гуманитарное образование заменено православными тренингами.
В минувшем сентябре впервые закрылись на засов ворота «Винзавода» в связи с выставкой «Духовная брань» художницы Евгении Мальцевой под кураторством Виктора Бондаренко. Подновленная версия сакральных образов вызвала шквал негодования. Уникальная для России гуманитарная акция была задавлена публикой того же сорта, которая в январе 2003 года разгромила выставку «Осторожно, религия» в Сахаровском центре. Только 10 лет назад возбужденные верующие бросались на открыто атеистические художественные провокации, а сегодня они берут на себя смелость отрицать любое творчество в сфере религиозной живописи. Догматизм тоже эволюционирует. Самопровозглашенные казаки Санкт-Петербурга сначала добились отмены выставки Icons, которая в мае прошлого года так возмутила общественность Краснодара. Пару недель назад они кинули бутылку в окно Музея Набокова на Большой Морской улице, а затем написали на стене «педофил», логично продолжив травлю, развернутую осенью в адрес спектакля Леонида Мозгового «Лолита». За хулиганством стоят большие амбиции. И главное — невежество.
Осведомлены ли хоругвеносцы о многовековых традициях религиозной живописи, в том числе православной, которая считает необходимым интерпретировать священные образы, осмысляя канон с помощью обновляющегося художественного языка? Что известно о том же Набокове уважаемым станичникам, неудачно осевшим в городе антихриста? Это риторические вопросы, задавать их всерьез по меньшей мере наивно. Еще более наивным было бы стремление превратить рядового по-требителя культуры в профессионального искусствоведа, симпатизирующего иностранцам. Но согласие общества в том, что давать за чей бы то ни было «панк-молебен» тюремный срок — это дикость, стало бы показателем элементарной гуманности. Той самой, что отличает доброго христианина. Между тем общество с воодушевлением повторяет за телеведущим Аркадием Мамонтовым его духоподъемные угрозы и стоит в многочасовой очереди, чтобы посмотреть на пояс Богородицы.
Один мой ироничный коллега как-то заметил, что европейские и американские обыватели тоже не все поголовно разбираются в абстрактном экспрессионизме и политональных наложениях. Они просто вежливо равнодушны к тому, кто это делает. А вот чтобы в стране, придумавшей свой самобытный авангард, не было специального музея, где «Черный квадрат» Малевича был выставлен как следует, а не так, как в Третьяковке на Крымском Валу, — это надо сильно постараться. Надо искренне не допустить безобразия. Добавлю от себя: если подобный музей появится, в нынешних российских условиях его ждет судьба выставок «Духовная брань» и Icons, ведь в 1913 году Малевич распорядился повесить свою революционную картину в «красном углу» экспозиции, позиционируя ее как новую икону. Возможно также, что идеолог супрематизма в настоящее время дожидался бы заседания суда или уже топтал зону. Потому что теперь принято вызывать искусство на ковер, перенесенный из горкома партии в кафедральный собор. Отвечай, пачкун, как есть, на духу!
Новейшие тенденции к оптимизации образования, как ни странно, напрямую касаются описанного мракобесия. С одной стороны — практичные знания в области управления, производства, бизнеса. С другой — блок патриотического воспитания с основами самообороны, Законом Божьим и несколькими списками культурных продуктов, санкционированных на самом верху. При этом консюмеризм и прочие жизненные блага никто не запрещает, сейчас не 30-е годы прошлого века. В отвал отправляется все объективно ненужное, бездуховное, бессодержательное. Знание ради знания. Искусство для искусства. Все, что нельзя либо сосчитать и вывести коэффициент прибыли, либо обязать подчиняться единым правилам, которые не обсуждаются, если жизнь дорога. Эффективные практические знания плюс идеологическая работа, дефицит которой все еще обнаруживают наши мастера культуры. Стремясь повысить эффективность, мы не столько приближаемся к общемировому контексту, сколько на новом витке возвращаемся к советской модели, призывавшей граждан крепить благосостояние страны, а не углубляться в себя и задавать миру лишние вопросы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»